logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).

В педагогике и психологии большое число исследований посвящено нарушениям поведения в школьном возрасте, в особенности – в подростковом периоде развития. Нарушения поведения у дошкольников изучены значительно слабее.

Процесс формирование личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Поэтому применительно к дошкольному возрасту обычно не употребляются понятия девиантное (отклоняющееся) поведение, психопатия, акцентуация характера. Однако именно в дошкольном возрасте складываются предпосылки этих отклонений и именно в этот период жизни ребёнка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.

Для понимания причин поведенческих нарушений необходимо кратко остановиться на закономерностях нормального детского развития. Как показал Л.С.Выготский, оно осуществляется благодаря тому, что ребёнок живёт в обществе и, общаясь с окружающими его людьми, усваивает социальный опыт человечества. Усвоение социального опыта совершается в процессе деятельности. А.Н.Леонтьев подчёркивал, что для каждого возрастного периода существует определённый вид деятельности (ведущая деятельность), имеющий наибольшее значение для детского развития. На первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – предметно-орудийная деятельность, в дошкольном возрасте (от 3 до 7) – сюжетно-ролевая игра. Каждому из этих видов деятельности соответствуют определённые формы общения (М.И.Лисина). В младенчестве – общение и деятельность непосредственно слиты. В раннем возрасте складывается деловое общение ребёнка и взрослого, которое осуществляется в процессе совместных действий с предметами. В дошкольном возрасте – внеситуативное общение, т.е. возможное обсуждение с ребёнком сложных тем, относящихся к разным сторонам жизни. Здесь же – взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, те или иные отклонения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Кроме того, свой вклад в эти нарушения вносят и неблагоприятные условия развития в виде различных органических нарушений (сенсорные дефекты, умственная отсталость, органические нарушения ЦНС и т.п.). Наиболее общая классификация причин поведенческих нарушений основана на выделении двух больших групп: социально обусловленные причины и органические причины. Во многих случаях мы сталкиваемся к совместным действиям обоих этих факторов. Это относится, в частности, к тем случаям, когда сами социальные факторы оказываются, порождены органическими (социализация и адаптация ребёнка с дефектами в развитии).

Во взаимодействии с окружением у ребёнка складываются психологические синдромы, которые и определяют формирование его личности, а также являются причиной поведенческих нарушений.

Предпосылки синдрома – факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу – генетическую, медицинскую социальную.