Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
И. М. Сеченов особенно подчеркивал роль слухового органа в познании внешнего мира, называя его особенно мощным рецептором. Но у глухого нет слуха, а если и имеются незначительные его остатки, то они не имеют практического значения в процессе познания.
Стойкое нарушение слуха – это такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения слуха (ни самостоятельно, ни в результате лечения). По статистике в России нарушения слуха встречается у 1-2% детей. В настоящее время в мире зарегистрировано 250 млн. лиц со слуховым дефектом разной этиологии. Стойкие нарушения слуха у детей по причинам происхождения делят на 2 группы: врождённые дефекты и приобретённые дефекты. Среди контингента специальных учреждений для глухих и слабослышащих, на сегодняшний день, больше детей с врождённой патологией.
Для того чтобы рассматривать причины и механизмы нарушений слуха у детей, для начала надо сказать о самом строении слухового анализатора. Как и любой анализатор, слуховой анализатор состоит из 3-х отделов: периферический, проводниковый и центральный:
I отдел – периферический:
1) наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход и барабанная перепонка. Основная функция ушной раковины – улавливание звуков;
2) среднее ухо – воздушная полость, состоящая из 3 косточек: молоточек, наковаленка и стремечко. Основная функция - передача колебаний воздуха;
3) внутренне ухо – улитка, заполненная лимфатической жидкостью и, имеющая волосковые клетки. Основная задача – получать колебания и разряжать их на частицы, т.е. – это переход механической энергии в электрическую энергию. Волосковые клетки улавливают звуки разных частот (высокочастотные и низкочастотные звуки).
II отдел – проводниковый - система нервных клеток, которая проводит электрический импульс в центральный отдел слухового анализатора (височные доли коры головного мозга). В центральном отделе происходит кодировка (анализ) и раскодировка (синтез) полученного электрического импульса.
Как воспринимается звук?!
Ушная раковина улавливает звуки, усиливает их и направляет в слуховой проход.
Энергия звуковой волны вызывает механические колебания в барабанной перепонки, которые передаются на подвижную систему косточек среднего уха.
Движения стремечка вызывают волнообразные колебания.
Механические колебания, воспринятые ухом, различаются, дифференцируются, анализируются и отправляются в головной мозг.
III отдел – центральный. Мозг использует свою память и опыт для «осмысления» услышанного прямо в процессе восприятия звука. Тоже его анализирует и синтезирует, а затем, разбивает услышанные звуки на речевые и не речевые.
Динамический диапазон слуха – 130 дБ;
Порог, при котором испытывается дискомфорт – 80-90 дБ;
Болевой порог – 120 дБ.
Причины нарушения слуха.
Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И.Тарасов):
I группа – наследственные причины (от 30 до 50% всех случаев). Они приводят к нарушениям в структуре слухового анализатора и развитию наследственной тугоухости. Наследственная глухота и тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, патология костно-мышечной системы, нервной, эндокринной и т.д.). Вероятность рождения ребёнка с нарушениями слуха возрастает, если наследственная форма глухоты обнаруживается у родителей.
II группа – факторы эндогенного и экзогенного воздействия на орган слуха плода (без наследственного отягощения), ведущие к появлению врождённой тугоухости. Причины:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- приём лекарственных препаратов;
- резус – несовместимость плода и матери;
- алкоголь, наркотики;
- работа на предприятиях с повышенной пыльностью и другими профессиональными вредностями.
III группа – воздействие на орган слуха здорового ребёнка на разных стадиях его развития:
- заболевания (средний отит, воспаление ствола слухового нерва; менингит, скарлатина и др.);
- применение антибиотиков;
- недоношенность;
- общая соматическая ослабленность ребёнка;
- различные травмы.
По механизму выделяют 3 варианта нарушений:
Вариант - кондуктивное нарушение слуха – нарушения механизма звукопроведения (разрыв барабанной перепонки, серная пробка, закупорка слуховой трубы);
Вариант - нейросенсорное нарушение слуха – нарушение механизма звуковосприятия (неврит, воспаление внутреннего уха, нарушения в коре головного мозга);
В медицине принято разделять 2 типа нарушений в коре головного мозга:
1 тип – нейросенсорное нарушение, включающее в себя поражения следующих структур:
- слуховых рецепторов улитки (волосковые клетки),
- поражения слухового нерва,
- поражения подкорковых и корковых отделов слуховой системы.
2 тип – сенсоневральные нарушения, включающие в себя:
- поражения рецепторов улитки,
- поражения слухового нерва.
Вариант - смешанное нарушение слуха – нарушены механизмы и звукопроведения и звуковосприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.