logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.

Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врождённые и приобретённые. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, патологическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, злоупотребление наркотиками, алкоголь, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства,

нарушения интеллекта.

Если у ребёнка страдает только-эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то даже в этом случае будет наблюдаться задержка развития на основе неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугублённой проблемами в детском коллективе. Следовательно, произойдёт снижение познавательного интереса и падение работоспособности в целом.

Задержка в развитии ребёнка, обусловленная церебрально-органическими поражениями, предполагает нарушение интеллектуальных функций в целом, неполноценность эмоциональ-волевой сферы.

Ко всему вышеперечисленному часто прибавляется и физическая неполноценность. В подобном случае необходима не только психолого-педагогическая коррекция, но и серьёзная медицинская помощь. Задержка в развитии имеет очень большое клиническое разнообразие и прогностическую неоднородность. Очень многое зависит от того, с чем конкретно она связана: низким психическим тонусом, эмоциональной незрелостью, ослабленной функцией памяти и внимания, мобильностью психических процессов, неполноценным формированием коры головного мозга. Случаи с эмоционально незрелыми детьми и состояниями астении представляют собой наиболее легко решаемые проблемы, затруднённые вследствие органических поражений функционирования коры головного мозга является наиболее тяжёлой формой. Обучаемость и общее развитие детей снижены настолько, что делает процесс обучения практически невозможным, поскольку первооснова для формирования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, нейрофизиологии и соматики часто оказывается дефектной. Задержка развития чаще всего выявляется в период подготовки к школе или начальных классах. Хотя, с другой стороны, задержка развития в этом возрасте может являться следствием психологического потрясения в виде радикальной смены образа жизни (похода в школу, развода родителей, переезда). В таком случае данное нарушение отличается аутичным состоянием. При правильной коррекции и помощи психолога ребёнок достаточно быстро возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Принципы обучения таких детей с интеллектуальной недостаточностью определяет специальная дидактика. Она обосновывает особенности реализации общедидактических принципов в коррекционных учреждениях (VII и VIII видов):

  1. Наглядно-практический принцип предусматривает взаимосвязь с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребёнок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, развитию их качеств.

  2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребёнка;

  3. Принцип доступности – это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий по возрасту ребёнка, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребёнка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строго учёта индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно знать каждого воспитанника.

Среди дошкольников с интеллектуальной недостаточностью встречаются дети, как со значительной заторможенностью мыслительной деятельности, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Дети первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задания медленно, не проявляют инициативы, а иногда вообще выключаются из образовательного процесса. Таких дошкольников необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т.д. Во время работы следует больше подходить к таким детям, соответствующими вопросами и репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную педагогом, они тотчас приступают к его выполнению. Основная задача с такими детьми – преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.

  1. Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых предметов и явлений. Дети с интеллектуальным недоразвитием должны уметь сознательно применять знания в конкретных ситуациях. Активность ребёнка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчёркиванием его успехов. Надо добиваться того, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно.

  2. Принцип систематичности и последовательности –должен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий детей и педагога, диктуемую логикой трудовых процессов.

Для лучшего закрепления и прочного усвоения материала важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание материала, в характер его усвоения.

Основополагающим аспектом коррекционной работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития, т.е. законами среды, законами развития высших психических функций. Поэтому содержание обучения детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает не только объём и характер системы знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Подход к отбору содержания и приёмов обучения зависит от особенностей обучаемых.

Для организации работы над восприятием и его развитием крайне необходимо правильно организовать наблюдение за объектами изучения на каждом занятии. При этом объекты наблюдения должны удовлетворять требованиям доступности и чёткости для конкретной категории дошкольников. Здесь хорошо использовать такой приём как неоднократных повторений конкретного наблюдения. Неполноценность восприятия у таких детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого следует отучать детей. Одним из действенных приёмов является проведение сравнения изучаемых объектов. Благодаря сравнению дети с нарушениями интеллекта выявляют сходство, различие предметов. Однако у них возникают трудности, связанные со способностью определить признаки сходства предметов, поэтому они применяют такой приём, как использование третьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет выделять сходные признаки первых двух.

Важными приёмами, обеспечивающими эффективность анализа в процессе восприятия, являются привлечение к речевому общению детей и умению анализировать ситуацию. Они должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для этих детей характерны нарушения речевой деятельности. Таким образом, система обучающих занятий дошкольников с недостатками интеллекта должна сочетать использование наглядного образа и слова.

Трудовое обучение содержит большие возможности для коррекции мышления (приём – подведение ребёнка к правильному выбору действия) и двигательной сферы дошколят, которая состоит в развитии точности, ловкости, координированности движений рук. Индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности и моторики.

ВЫВОД: Исходя из вышесказанного, следует сделать глобальный вывод о значимости коррекционно-педагогической работы в развитии ребёнка с отклонениями развития: коррекционно-педагогическая работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневной жизнедеятельности и систему социальных отношений аномального ребёнка.