Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врождённые и приобретённые. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, патологическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, злоупотребление наркотиками, алкоголь, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства,
нарушения интеллекта.
Если у ребёнка страдает только-эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то даже в этом случае будет наблюдаться задержка развития на основе неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугублённой проблемами в детском коллективе. Следовательно, произойдёт снижение познавательного интереса и падение работоспособности в целом.
Задержка в развитии ребёнка, обусловленная церебрально-органическими поражениями, предполагает нарушение интеллектуальных функций в целом, неполноценность эмоциональ-волевой сферы.
Ко всему вышеперечисленному часто прибавляется и физическая неполноценность. В подобном случае необходима не только психолого-педагогическая коррекция, но и серьёзная медицинская помощь. Задержка в развитии имеет очень большое клиническое разнообразие и прогностическую неоднородность. Очень многое зависит от того, с чем конкретно она связана: низким психическим тонусом, эмоциональной незрелостью, ослабленной функцией памяти и внимания, мобильностью психических процессов, неполноценным формированием коры головного мозга. Случаи с эмоционально незрелыми детьми и состояниями астении представляют собой наиболее легко решаемые проблемы, затруднённые вследствие органических поражений функционирования коры головного мозга является наиболее тяжёлой формой. Обучаемость и общее развитие детей снижены настолько, что делает процесс обучения практически невозможным, поскольку первооснова для формирования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, нейрофизиологии и соматики часто оказывается дефектной. Задержка развития чаще всего выявляется в период подготовки к школе или начальных классах. Хотя, с другой стороны, задержка развития в этом возрасте может являться следствием психологического потрясения в виде радикальной смены образа жизни (похода в школу, развода родителей, переезда). В таком случае данное нарушение отличается аутичным состоянием. При правильной коррекции и помощи психолога ребёнок достаточно быстро возвращается к нормальной жизнедеятельности.
Принципы обучения таких детей с интеллектуальной недостаточностью определяет специальная дидактика. Она обосновывает особенности реализации общедидактических принципов в коррекционных учреждениях (VII и VIII видов):
Наглядно-практический принцип предусматривает взаимосвязь с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребёнок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, развитию их качеств.
Принцип коррекционно-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребёнка;
Принцип доступности – это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий по возрасту ребёнка, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребёнка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строго учёта индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно знать каждого воспитанника.
Среди дошкольников с интеллектуальной недостаточностью встречаются дети, как со значительной заторможенностью мыслительной деятельности, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Дети первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задания медленно, не проявляют инициативы, а иногда вообще выключаются из образовательного процесса. Таких дошкольников необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т.д. Во время работы следует больше подходить к таким детям, соответствующими вопросами и репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную педагогом, они тотчас приступают к его выполнению. Основная задача с такими детьми – преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.
Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых предметов и явлений. Дети с интеллектуальным недоразвитием должны уметь сознательно применять знания в конкретных ситуациях. Активность ребёнка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчёркиванием его успехов. Надо добиваться того, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно.
Принцип систематичности и последовательности –должен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий детей и педагога, диктуемую логикой трудовых процессов.
Для лучшего закрепления и прочного усвоения материала важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание материала, в характер его усвоения.
Основополагающим аспектом коррекционной работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития, т.е. законами среды, законами развития высших психических функций. Поэтому содержание обучения детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает не только объём и характер системы знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Подход к отбору содержания и приёмов обучения зависит от особенностей обучаемых.
Для организации работы над восприятием и его развитием крайне необходимо правильно организовать наблюдение за объектами изучения на каждом занятии. При этом объекты наблюдения должны удовлетворять требованиям доступности и чёткости для конкретной категории дошкольников. Здесь хорошо использовать такой приём как неоднократных повторений конкретного наблюдения. Неполноценность восприятия у таких детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого следует отучать детей. Одним из действенных приёмов является проведение сравнения изучаемых объектов. Благодаря сравнению дети с нарушениями интеллекта выявляют сходство, различие предметов. Однако у них возникают трудности, связанные со способностью определить признаки сходства предметов, поэтому они применяют такой приём, как использование третьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет выделять сходные признаки первых двух.
Важными приёмами, обеспечивающими эффективность анализа в процессе восприятия, являются привлечение к речевому общению детей и умению анализировать ситуацию. Они должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для этих детей характерны нарушения речевой деятельности. Таким образом, система обучающих занятий дошкольников с недостатками интеллекта должна сочетать использование наглядного образа и слова.
Трудовое обучение содержит большие возможности для коррекции мышления (приём – подведение ребёнка к правильному выбору действия) и двигательной сферы дошколят, которая состоит в развитии точности, ловкости, координированности движений рук. Индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности и моторики.
ВЫВОД: Исходя из вышесказанного, следует сделать глобальный вывод о значимости коррекционно-педагогической работы в развитии ребёнка с отклонениями развития: коррекционно-педагогическая работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневной жизнедеятельности и систему социальных отношений аномального ребёнка.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.