logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.

Дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Если такое нарушение является врожденным или приобретенным до того, как сформировалась речь, то без специальных педагогического воздействия речь у глухих детей не развивается. Если же нарушение слуха наступает после того, как речь вполне сформировалась, то она в той или иной мере сохраняется. Таких детей называют позднооглохшими.

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребенка. Она лишает ребенка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающие дыхание и прием пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию детей с нарушениями слуха приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления.

Однако даже без специального педагогического воздействия, не овладев речью, глухие и слабослышащие все же могут компенсировать свой дефект. Нарушение функций слухового анализатора в значительной мере компенсируется у них за счет других, сохранных анализаторов, которые они используются для познания окружающего мира и ориентировки в нем. Не имея возможности общаться с окружающими с помощью речи, глухие и слабослышащие прибегают к помощи предметов, действий, рисунков, а также мимико-жестикуляторных средств. Если глухие лишены возможности мыслить на базе словесной речи, то в их распоряжении все же остаются наглядные образы, представления, связанные с восприятием внешнего мира посредством сохранных анализаторов. Эти образы и представления в сочетании с мимико-жестикуляторными средствами служат той основой, на которой развивается и осуществляется мышление глухих, не обученных словесной речи.

Без специального педагогического воздействия возможности компенсации у глухих и слабослышащих все же весьма ограниченны. Отсутствие словесной речи не возмещается в достаточной мере мимико-жестикуляторной речью, которая располагает ограниченными средствами и пригодна для общения лишь с узким кругом людей. Мимико-жестикуляторная речь не может заменить словесную и в качестве базы мышления, которое у необученных глухих носит наглядно-образный характер. Более полная компенсация возможна лишь при условии специального обучения и воспитания, которое помогает преодолеть последствия глухоты, прежде всего, сформировать у глухих и слабослышащих словесную речь и речевое мышление. Это достигается в результате опоры на потенциальные психофизиологические возможности глухого, в частности на сохранные анализаторы. Наиболее трудная задача — формирование словесной речи. Следует различать устную, письменную, а также специфическую для глухих дактильную разновидность словесной речи. Каждый вид словесной речи предполагает определенные способы ее восприятия и воспроизведения. Письменная и дактильная речь воспринимается зрительно и воспроизводится с помощью соответственных движений руки. Эти виды словесной речи наиболее доступны глухим детям. Следует особо подчеркнуть компенсаторную роль дактилологии, ее доступность для восприятия и воспроизведения.

Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта глухие и слабослышащие должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения.

Если воспроизведение устной речи осуществляется глухими так же, как и слышащими (говорение), то воспринимается она иначе. В то время как слышащие воспринимают устную речь на слух, глухие вынуждены прибегать к помощи зрения, к т. н. чтению с губ.

Возможность усвоения устной речи, и в частности произносительной ее стороны, обусловлена сохранностью их зрительного, кожного и двигательного анализаторов. Большинство детей обладают теми или иными остатками слуха, использование которых также может содействовать усвоению произношения. Компенсаторная роль анализаторов еще более возрастает благодаря применению различных пособий и технических средств, содействующих зрительному, тактильно-вибрационному, кинестетическому, а при остатках слуха и слуховому восприятию элементов речи. Чем раньше начинается спец. педагогическая работа с глухими и слабослышащими, тем успешнее преодолеваются последствия глухоты. Поэтому в систему учебно-воспитательных учреждений для глухих включены не только спец. школы, но и детские сады и ясли. Если до школы глухой ребенок воспитывался в семье, то и здесь должны быть обеспечены особые условия для его развития.

В мире существуют медицинская и педагогическая диагностика для обследования глухих и слабослышащих детей при помощи медицинские специальных аппаратов. Обследование обязательно предполагает участие медиков (аудиолог и сурдолог) и педагогов (сурдопедагог, логопед, психолог) для обязательного соотнесения результатов медицинского и педагогического обследования слуха.