logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

III. Медицинские противопоказания:

1.Тяжёлые формы, при которых больные не могут овладеть обучением:

а) умственная отсталость в тяжёлой и глубокой степенях;

б) органическая деменция резидуального характера с выраженными нарушениями памяти, внимания, распадом личности, с отсутствием навыков самообслуживания;

в) шизофреническая деменция с отсутствием контакта, с грубыми нарушениями, с мутизмом.

Такие дети направляются в учреждения социального развития.

2. Сочетание выраженного слабоумия с тяжёлыми энцефалопатическими и психопатическими расстройствами:

а) слабоумие (интеллектуальная недостаточность + психомоторная расторможенность, препятствующие работоспособности) в сочетании с психоподобными расстройствами (явления возбудимости);

б) слабоумие сочетающиеся с судорожными приступами (дневные и ночные) развёрнутого типа с тоническими и клоническими фазами, с постприпадочными состояниями оглушённости, с сумеречным расстройством сознания;

в) слабоумие в сочетании с другими расстройствами.

Такие дети направляются в стационары для психохроников.

3. Аномальное психическое развитие, связанное с нарушениями работы анализаторов:

а) слабослышащие, в зависимости от I или II степеней, обучаются в учреждениях II вида; в сочетании с умственной отсталостью - в учреждениях II вида, но обучаются по программе VIII вида;

б) слабовидящие направляются в учреждения IV вида, а в совокупности с умственной отсталостью - в учреждениях IV вида, но обучаются по программе VIII вида;

в) с первичным недоразвитием речи, но при первично-сохранном интеллекте направляются в школы для детей с тяжёлыми расстройствами речи;

г) дети с первичным нарушением ОДА направляются в школы – интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича.

4. ЗПР различного происхождения:

А) с выраженным ЗПР направляются в школы VII вида;

Б) с менее выраженным ЗПР - в массовые школы с коррекционными классами КРО.

!!! Направление в школу VIII вида только на основании заключения ПМПК. Директор несёт юридическую ответственность за комплектование. Перевод из школы VIII вида в любое другое учреждение осуществляется только на основе заключения ПМПК.

ОБЩИЕ принципы:

1.Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.

2.Приобщение нетипичных детей ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации.

3.Оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей.

4.Постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований.

5.Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.

6.Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе коррекционной работы.

7.Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

ЧАСТНЫЕ принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

2. Учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка, то есть нетипичный ребенок должен пройти все стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с ограниченными возможностями иные. Кроме того, у этих детей формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их обычных сверстников, а также конечный результат работы с нетипичными детьми может не совпадать с достижениями обычных детей. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме.

3. Принцип развивающего характера коррекционного обучения. Обучение должно учитывать как особенности возраста, так и специфику (структуру, степень) нарушения. Раннее начало коррекционной учебно-воспитательной работы обусловливает ускорение темпа развития и темпа преодоления отклонений в развитии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда учитывается зона ближайшего развития ребенка (ЗБР). ЗБР - это круг умений, которыми ребенок может овладеть самостоятельно (спонтанно) или при содействии (руководстве) старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития - это завтрашний день ребенка.

4. Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с умственной отсталостью рекомендует проводить все виды коррекционной учебно - воспитательной работы в русле ведущих видов детской деятельности: в игре, в изобразительной и конструктивной деятельности, в труде, в элементарных видах учебной деятельности. Должно уделяться много внимания развитию практической ориентировки в предметном мире - пробам и примериванию.

5. Принцип гуманизма – гуманное отношение к ребёнку, неукоснительное соблюдение «Конвенции о правах ребёнка», т.е. гуманистическое профессионально грамотное оценивание каждого ребёнка

6. Комплексный и всесторонний принципы:

- каждый консультант самостоятельно обследует ребёнка и профессионально грамотно заполняет протокол, т.к. именно в последствии идёт принятие решения о судьбе ребёнка;

дефектолог находит причины, врач рекомендует медицинские средства по их устранению;

- каждый специалист отдельно проводит обследование, но в итоге ориентируется на данные других специалистов.

Результаты коррекционной учебно-воспитательной работы во многом определяются характером общения взрослого и ребенка, детей между собой. Поэтому необходимо использовать личностно-центрированную модель взаимодействия, когда к ребенку относятся как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне.

Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей навыков продуктивного и комплементарного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. На основе данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении.

Вышеперечисленные теоретические положения касаются всех детей с отклонениями в развитии. Однако конкретное содержание коррекционной образовательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического воздействия используются в практике специального дошкольного обучения и воспитания те же, что в общей и коррекционной педагогике. При этом данные методы, приемы преломляются с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, специфики ментального нарушения, его последствий, то есть вторичных, третичных и т.п. дефектов развития.