logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.

Алалия – это полное или частичное отсутствие речи либо тяжелое нарушение речи, когда ребенок не может овладеть языком - его звуками, словами, грамматикой. Это нарушение либо врождённое, либо рано приобретённое до того, как сформировалась речь у ребёнка (до 3 лет). Причина – органическое поражение головного мозг. Не формируются компоненты речи – звуковые, лексические, грамматические. Нарушение мотивационно-побудительный уровень речи. В зависимости от локализации поражения выделяют 3 формы алалии:

- моторная алалия – нарушена зона Брокка в лобной доли головного мозга. Поэтому затруднён акт воспроизводства речи, может быть сохранено понимание обиходной речи;

- сенсорная алалия – нарушена зона Вернике в височных долях головного мозга. Поэтому затруднено понимание речи, но не нарушено её воспроизводство.

- смешанные формы алалии - сенсорно-моторная и моторно-сенсорная.

Система коррекционного воздействия при моторной алалии направлена на устранение травмирующего воздействия среды и на систематическое специфическое лечение ребёнка. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии направлена на последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребёнка в их взаимосвязи:

Афазияэто распад речи вследствие органических нарушений речевых зон в коре головного мозга.

Причины возникновения афазии:

- нарушение кровообращения в коре головного мозга (инсульт – нарушений движений, памяти и речи);

- опухоль (доброкачественная), часто с мозжечком;

- черепно-мозговые травмы;

- нейроинфекции (поражение клеток и проводящих путей).

Выделяют 3 формы афазии в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга:

- моторная афазия – нарушена зона Брокка в лобной доли коры головного мозга. Поэтому нарушается возможность говорить, а понимание речи может быть сохранено;

- сенсорная афазия – нарушена зона Вернике в височных долях коры головного мозга. Поэтому больной не понимает речь, но её моторные возможности сохранены;

- смешанные формы афазии – моторно-сенсорная и сенсорно- моторная.

  1. Речевые процессы, нарушенные при афазии, могут восстанавливаться в результате длительного обучения, основанного на том, что выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается, и в них включаются процессы зрительного и кинестического анализа, опирающееся на сохранённые участки коры. Поэтому, афазия, возникающая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка.

  2. Сенсорная афазия, появившаяся в возрасте 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановительная работа при этой форме афазии представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно не достигает нормального развития речи.

Сложные формы дизартрии.

Дизартрия – это нарушения звукопроизношения вследствие нарушения иннервации органов артикуляции.

Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.

Бульбарная дизартрия – дизартрия, обусловленная периферическим параличом или парезом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов или их ядер.

Псевдобульбарная дизартрия – дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

Корковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

Подкорковая дизартрия – дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

Мозжечковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.

Анартрия – полная неспособность научиться говорить. Чаще всего наблюдается у детей с ДЦП

При дизартрии наблюдаются:

  1. Три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства;

  2. Нарушения просодической системы;

  3. Огромные трудности в автоматизации звуков;

  4. Наличие признаков органического поражения ЦНС.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста быва­ет разной степени:

- полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной);

- ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза

(2 уровень ОНР);

- развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языко­вой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выражен­ном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

Педагогическая коррекция осуществляется в предметно-практической, игровой и учебной деятельности.

  1. Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребёнка:

- развитие мелкой моторики;

- развитие общей моторики;

- формирование сенсорных эталонов.

  1. Речь:

а) Создание механизмов речевой деятельности:

- формирование мотивов речевой деятельности;

- создание коммуникативного намерения;

- формирование внутренней программы высказывания, его лексическая развёртка;

- отбор лексико-грамматических средств;

- грамматическое структурирование.

б) Обогащение речевой практики:

- сознательное использование имеющихся знаний;

- овладение моделированием речевых операций.

в) Восполнение пробелов в речевом развитии и подготовка к дальнейшему школьному обучению.

  1. Личность:

- устранение невротических наслоений в характере ребёнка;

- воспитание целенаправленной личности;

- воспитание правильного отношения ребёнка к речевому недоразвитию и к работе по его преодолению.

  1. Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения.

  2. Ознакомление с условиями жизни ребёнка, его бытом, окружением.

  3. Выявление круга интересов и возможностей.

  4. Определение путей контакта с ребёнком.

  5. Систематическое специфическое лечение ребёнка.

  6. Организация звукового и речевого режима.

  7. Побуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам; развитие речевых подражательных способностей; развитие потребности в общении.

  8. Формирование ведущих видов деятельности; развитие произвольного внимания и работоспособности; развитие зрительного внимания; нормализация поведения.

  9. Направленное формирование речевой деятельности.