Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
Алалия – это полное или частичное отсутствие речи либо тяжелое нарушение речи, когда ребенок не может овладеть языком - его звуками, словами, грамматикой. Это нарушение либо врождённое, либо рано приобретённое до того, как сформировалась речь у ребёнка (до 3 лет). Причина – органическое поражение головного мозг. Не формируются компоненты речи – звуковые, лексические, грамматические. Нарушение мотивационно-побудительный уровень речи. В зависимости от локализации поражения выделяют 3 формы алалии:
- моторная алалия – нарушена зона Брокка в лобной доли головного мозга. Поэтому затруднён акт воспроизводства речи, может быть сохранено понимание обиходной речи;
- сенсорная алалия – нарушена зона Вернике в височных долях головного мозга. Поэтому затруднено понимание речи, но не нарушено её воспроизводство.
- смешанные формы алалии - сенсорно-моторная и моторно-сенсорная.
Система коррекционного воздействия при моторной алалии направлена на устранение травмирующего воздействия среды и на систематическое специфическое лечение ребёнка. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии направлена на последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребёнка в их взаимосвязи:
Афазия – это распад речи вследствие органических нарушений речевых зон в коре головного мозга.
Причины возникновения афазии:
- нарушение кровообращения в коре головного мозга (инсульт – нарушений движений, памяти и речи);
- опухоль (доброкачественная), часто с мозжечком;
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции (поражение клеток и проводящих путей).
Выделяют 3 формы афазии в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга:
- моторная афазия – нарушена зона Брокка в лобной доли коры головного мозга. Поэтому нарушается возможность говорить, а понимание речи может быть сохранено;
- сенсорная афазия – нарушена зона Вернике в височных долях коры головного мозга. Поэтому больной не понимает речь, но её моторные возможности сохранены;
- смешанные формы афазии – моторно-сенсорная и сенсорно- моторная.
Речевые процессы, нарушенные при афазии, могут восстанавливаться в результате длительного обучения, основанного на том, что выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается, и в них включаются процессы зрительного и кинестического анализа, опирающееся на сохранённые участки коры. Поэтому, афазия, возникающая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка.
Сенсорная афазия, появившаяся в возрасте 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановительная работа при этой форме афазии представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно не достигает нормального развития речи.
Сложные формы дизартрии.
Дизартрия – это нарушения звукопроизношения вследствие нарушения иннервации органов артикуляции.
Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
Бульбарная дизартрия – дизартрия, обусловленная периферическим параличом или парезом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов или их ядер.
Псевдобульбарная дизартрия – дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.
Корковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
Подкорковая дизартрия – дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
Мозжечковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
Анартрия – полная неспособность научиться говорить. Чаще всего наблюдается у детей с ДЦП
При дизартрии наблюдаются:
Три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства;
Нарушения просодической системы;
Огромные трудности в автоматизации звуков;
Наличие признаков органического поражения ЦНС.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста бывает разной степени:
- полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной);
- ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза
(2 уровень ОНР);
- развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.
Педагогическая коррекция осуществляется в предметно-практической, игровой и учебной деятельности.
Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребёнка:
- развитие мелкой моторики;
- развитие общей моторики;
- формирование сенсорных эталонов.
Речь:
а) Создание механизмов речевой деятельности:
- формирование мотивов речевой деятельности;
- создание коммуникативного намерения;
- формирование внутренней программы высказывания, его лексическая развёртка;
- отбор лексико-грамматических средств;
- грамматическое структурирование.
б) Обогащение речевой практики:
- сознательное использование имеющихся знаний;
- овладение моделированием речевых операций.
в) Восполнение пробелов в речевом развитии и подготовка к дальнейшему школьному обучению.
Личность:
- устранение невротических наслоений в характере ребёнка;
- воспитание целенаправленной личности;
- воспитание правильного отношения ребёнка к речевому недоразвитию и к работе по его преодолению.
Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения.
Ознакомление с условиями жизни ребёнка, его бытом, окружением.
Выявление круга интересов и возможностей.
Определение путей контакта с ребёнком.
Систематическое специфическое лечение ребёнка.
Организация звукового и речевого режима.
Побуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам; развитие речевых подражательных способностей; развитие потребности в общении.
Формирование ведущих видов деятельности; развитие произвольного внимания и работоспособности; развитие зрительного внимания; нормализация поведения.
Направленное формирование речевой деятельности.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.