7. Формирование элементарных математических представлений
Содержание этого подраздела программы имеет важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство развития познавательных процессов - восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение - один из важнейших мыслительных процессов - лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми признаками. Количество же более абстрактный и в этом смысле совсем особый признак.
Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
8. Развитие основных компонентов речевой деятельности Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи.
На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на создание предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизацию артикуляционного аппарата.
Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются адекватные образы представлений об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются причинно-следственные связи. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.
На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи - фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей. В процессе развития речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии большое внимание должно быть уделено индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование связной речи, грамматического строя речи и коррекцию звукопроизношения.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.