Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В логопедии принято нарушения звуковой стороны речи определять данным термином.
Физиологическая дислалия – нарушения звукопроизношения временного характера. Проявляется при естественном, нормальном развитии ребёнка и проходит самостоятельно.
Функциональная дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. В основном проявляется вследствие неправильного речевого окружения.
Причины:
- по подражанию;
- культивация детской речи;
- билингвизм;
- 15-20 % детей имеют нарушения слуховой функции;
- нарушения фонематического слуха;
- педагогическая запущенность;
- у детей группы риска (частая заболеваемость).
Органическая дислалия – это нарушения звукопроизношения вследствие нарушений органов артикуляционного аппарата:
- нарушения в строении губ;
- нарушения в строении зубов;
- нарушения в строении зубочелюстной системы (прикусы);
- нарушения в строении языка.
Дизартрия – это нарушения звукопроизношения вследствие нарушения иннервации органов артикуляции. Дизартрия возникает из-за органического поражения ЦНС. Чаще всего дизартрия связана с ранним ДЦП, но также может возникнуть в любом возрасте развития ребёнка из-за перенесённых инфекций мозга. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести. Рассмотрим особенности стёртой формы дизартрии:
- связана с поражением ЦНС;
- ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого нёба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ; сглаженность носогубных складок;
- страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика;
- наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом;
- голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый;
- речевая активность снижена;
- к дефекту относится равнодушно;
- вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности;
- гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребёнок неопрятен;
- наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения;
- дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое не сформировано;
- поведение неровное, часты перепады настроения;
- память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения);
- дети медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
ФФНР – нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Существуют 3 степени нарушения:
Лёгкая степень – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав лова и слоговая структура анализируются правильно;
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа;
Глубокое фонематическое недоразвитие – неспособность различения отношений между звуковыми элементами, выделения звука в слое и определения их последовательности.
Характеристика звукопроизношения:
- нарушения гласных и согласных звуков;
- замены звуков;
- отсутствие звуков;
- искажение звуков (самый сложный вариант для исправления);
- дифференциация звуков – смешение (звуки в речи не автоматизируются).
Педагогическая коррекция:
Формирование произносительных навыков.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении.
Воспитание умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи.
Развитие связной речи, работа над рассказом и пересказом.
Развитие словаря путём привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
Развитие произвольного внимания и памяти.
Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребёнка:
- развитие мелкой моторики;
- развитие общей моторики;
- формирование сенсорных эталонов.
Личность:
- устранение невротических наслоений в характере ребёнка;
- воспитание целенаправленной личности;
- воспитание правильного отношения ребёнка к речевому недоразвитию и к работе по его
преодолению.
Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения.
Ознакомление с условиями жизни ребёнка, его бытом, окружением.
Формирование ведущих видов деятельности; развитие произвольного внимания и работоспособности; развитие зрительного внимания; нормализация поведения.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.