Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
- дети с ДЦП;
- дети с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадией;
- дети с миопатией;
- дети с врождёнными и приобретёнными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
Большой Влад в изучение таких детей и разработку методов их реабилитации внесли клиницисты К.А.Семёнова, Е.М.Мастюкова.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на 3 группы:
1 группа – дети с тяжёлыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удерживание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
2 группа – дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
3 группа – дети, имеющие лёгкие двигательные нарушения. Они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями ОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40-50 % детей имеют задержку психического развития; около 10% - умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. ЗПР проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях.
Самую многочисленную группу среди детей с ОДА составляют дети с ДЦП.
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжёлые двигательные нарушения могут сочетаться с лёгкой формой ЗПР, а остаточные явления с ДЦП – с тяжёлым недоразвитием отдельных психических функций.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координации, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, и могут передвигаться только в коляске; У большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления – костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии, выявляются у большинства больных ДЦП. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной – от лёгких (стёртых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжёлых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжёлого нарушения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с ОНР. Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведёт к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20-25% детей имеются также нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.
Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирование пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объём памяти. Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития ВПФ, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения). Нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.
Для детей с нарушениями функций ОДА характерны некоторые особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденции к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним состоянием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых – с неправильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребёнка.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.