Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребёнком обращённой к нему речи, отсутствие речи или её неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонгенеза.
Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учёт структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речь, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, личностные особенности). Обязательно нужно иметь сведения о семье – состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребёнка, об особенностях психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.
Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха первых лет жизни представлены в работах А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской, Э.И.Леонгард, Н.Д.Шматко и др. Кроме того, можно использовать многие задания, представленные в психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов нужно учитывать:
- структуру нарушений;
- степень и время потери слуха;
- факторы, оказывающие влияние на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большое влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих этапах – вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления).
Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение.
При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы:
Развитие общения (сначала его дословесных форм – вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела):
а) гуление появляется позже, оно однообразное, монотонное, хрипловатое;
б) лепет не появляется; в) у сл/с сходство с глухими проявляется в первые 2-3 года жизни.
Степень развития слухового восприятия. При этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребёнка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне.
Особенности развития движений:
а) некоторая неустойчивость;
б) трудности в сохранении равновесия;
в) недостаточная координация движений;
г) отставание в развитии мелкой моторики;
д) шарканье ногами при ходьбе;
е) большое количество звуков при выполнении бытовых действий.
Характер подражания. Развитие подражания замедленно.
Реакция на одобрение и неудачу. Дети до 2 лет меньше реагируют на оценку действий, не ждут её, часто не понимают, что им показывают образец.
Представление о себе у таких детей формируется позднее: выделения себя и собственных качеств формируется позже, чем у слышащих детей.
При обследовании детей дошкольного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Если дети не владеют словесной речью или владеют ей недостаточно, используется невербальная форма заданий. Если ребёнок владеет жестовой речью, то её можно использовать для объяснения инструкций (главное – установление соответствия при переводе, что связано с особенностями жестовой речи). При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. Большое значение при обследовании детей имеет анализ продуктов деятельности (изобразительной, конструирования, учебной, трудовой). Также хорошо использовать тесты - матрицы Дж. Равенна, шкала Д.Векслера (школьный тест умственного развития), и подобные им наглядные задачи.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребёнка имеет некоторые особенности:
Характеристика состояния слуха:
- степень потери слуха;
- возраст, в котором произошло нарушение слуха.
Уровень развития двигательной сферы:
- особенности пантомимики (осанка, походка);
- особенности мимики;
- координация движений (крупных и мелких);
- возможность сохранения статического и динамического равновесия.
Познавательная сфера:
- уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;
- соотношение в развитии разных видов памяти; разных способов запоминания материала;
мышление и его виды; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;
- развитие речи (устная и письменная);
- взаимосвязи в развитии познавательных процессов; соотношения в развитии мышления и речи.
Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).
Особенности развития личности.
Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).
Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.
Самооценка (степень её адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).
Вывод: психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.