logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребёнком обращённой к нему речи, отсутствие речи или её неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонгенеза.

Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учёт структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речь, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, личностные особенности). Обязательно нужно иметь сведения о семье – состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребёнка, об особенностях психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха первых лет жизни представлены в работах А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской, Э.И.Леонгард, Н.Д.Шматко и др. Кроме того, можно использовать многие задания, представленные в психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов нужно учитывать:

- структуру нарушений;

- степень и время потери слуха;

- факторы, оказывающие влияние на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большое влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих этапах – вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления).

Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение.

При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Развитие общения (сначала его дословесных форм – вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела):

а) гуление появляется позже, оно однообразное, монотонное, хрипловатое;

б) лепет не появляется; в) у сл/с сходство с глухими проявляется в первые 2-3 года жизни.

  1. Степень развития слухового восприятия. При этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребёнка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне.

  2. Особенности развития движений:

а) некоторая неустойчивость;

б) трудности в сохранении равновесия;

в) недостаточная координация движений;

г) отставание в развитии мелкой моторики;

д) шарканье ногами при ходьбе;

е) большое количество звуков при выполнении бытовых действий.

  1. Характер подражания. Развитие подражания замедленно.

  2. Реакция на одобрение и неудачу. Дети до 2 лет меньше реагируют на оценку действий, не ждут её, часто не понимают, что им показывают образец.

  3. Представление о себе у таких детей формируется позднее: выделения себя и собственных качеств формируется позже, чем у слышащих детей.

При обследовании детей дошкольного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Если дети не владеют словесной речью или владеют ей недостаточно, используется невербальная форма заданий. Если ребёнок владеет жестовой речью, то её можно использовать для объяснения инструкций (главное – установление соответствия при переводе, что связано с особенностями жестовой речи). При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. Большое значение при обследовании детей имеет анализ продуктов деятельности (изобразительной, конструирования, учебной, трудовой). Также хорошо использовать тесты - матрицы Дж. Равенна, шкала Д.Векслера (школьный тест умственного развития), и подобные им наглядные задачи.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребёнка имеет некоторые особенности:

  1. Характеристика состояния слуха:

- степень потери слуха;

- возраст, в котором произошло нарушение слуха.

  1. Уровень развития двигательной сферы:

- особенности пантомимики (осанка, походка);

- особенности мимики;

- координация движений (крупных и мелких);

- возможность сохранения статического и динамического равновесия.

  1. Познавательная сфера:

- уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;

- соотношение в развитии разных видов памяти; разных способов запоминания материала;

мышление и его виды; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;

- развитие речи (устная и письменная);

- взаимосвязи в развитии познавательных процессов; соотношения в развитии мышления и речи.

  1. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).

  2. Особенности развития личности.

  3. Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).

  4. Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.

  5. Самооценка (степень её адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).

Вывод: психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.