Лечение опорно-двигательного аппарата
Лучше всего подойдёт санаторно-курортное лечение. Особенно делая акцент на такие серьёзные заболевания как остеохондроз позвоночника. Лечение опорно-двигательного аппарата в санаториях состоит из гидромассажа, грязелечения, ванн со специальными солями, мануальной терапии. Также уделяется особое внимание лечебной физкультуре и лечебному массажу. Для релаксации применяются йодо-бромные ванны, а также ванны с лекарственными травами. Для восстановления позвоночника и суставов не найти лучшего средства, чем грязевая ванна. Она ещё обладает функцией очищающей (от шлаков). Кроме того, улучшает кровообращение и насыщает организм полезными микроэлементами и активными веществами, которые способствуют восстановлению всего организма в целом.
Чтобы устранить невыносимую боль и снять общее напряжение мышц, используются различных видов массажа. Например, традиционный (классический) массаж, медовый массаж, массаж с камнями (стоун-терапия). Улучшит результат посещение бани или сауны. Курс лечения опорно-двигательного аппарата необходимо всегда проходить под наблюдением врача.
Опорно-двигательный аппарат - это основа жизнедеятельности нашего организма, поэтому мы должны следить за его здоровьем и состоянием. Будьте здоровы и счастливы!
Вопрос № 2.
Использование разных видов деятельности
(игровой, продуктивной, познавательной, двигательной, речевой)
в процессе нормализации личностных отношений и поведения у детей с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей ЗПР является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
При ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные функциональные структуры мозга, так и их основные функции в различных сочетаниях. Глубина повреждений или степень незрелости может быть различной. Это и определяет многообразие психических проявлений, которые встречаются у детей с ЗПР.
У детей с ЗПР выявляются специфические особенности в сравнении с другими аномалиями развития, а также полноценно развивающимися детьми. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития: в одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других – замедленное развитие познавательной сферы. Из сказанного выше можно сделать вывод, что в определении ЗПР отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, в результате чего задерживается становление личности. Всё это способствует развёртыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения и коррекционной работы с детьми данной категории.
Процесс психологической и педагогической коррекционной работы в условиях ДОУ компенсирующего вида осложняется многообразием проявлений ЗПР. Ограничивающим барьером в данном случае служит полное или частичное отсутствие общения ребёнка с окружающим миром. Ограниченность общения должна восполняться в процессе психологического и педагогического обучения, которая выражается в подготовке к школьному обучению, организации коррекционного воздействия по основным линиям психического развития. Основными задачами коррекционного воздействия являются формирование словесно-логического мышления человека в условиях ограниченности общения, совершенствование наглядных форм мышления, понимания причинно-следственных связей действий и поступков. Кроме того, включается коррекция речевого развития, формирование звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, обогащение словарного запаса и развитие основных функций речи и др.
Коррекционная работа во многом зависит от уровня психического развития, интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности. Она должна активизировать психические процессы, улучшить восприятие доступного окружающего мира, а также развить мыслительно-логические операции.
Рассмотрим основные виды детской деятельности и то, как можно их использовать для нормализации личностных отношений и поведения у детей с ЗПР в специализированном дошкольном учреждении.
1. Игровая и двигательная деятельность. В норме игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте (от 3 до 6,5 лет) и базируется на предметной деятельности. Игра рассматривается как особая форма освоения ребёнком окружающего мира во всём многообразии норм и отношений между людьми путём воспроизведения и моделирования. При ЗПР игровая деятельность формируется с опозданием своеобразно, что связано с несовершенством предметной деятельности, а так же коммуникативной сферы. Обучение игре является центральным разделом программы, т.к. именно в игре формируются и моделируются социальные отношения.
Задачи:
- развивать интерес детей к предметно-игровым и игровым действиям; дидактическим и подвижным, а, в дальнейшем, - к сюжетно-ролевым играм;
- формировать ролевое поведение детей, предварительно принимая решение по выбору будущей игры (основы планирования);
- формировать у детей адекватные модели поведения в воображаемой ситуации;
- формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;
- учить детей адекватному использованию предметов - заместителей в ходе игры;
- учить использованию знаковой символики для активизации самостоятельной деятельности и создания ориентиров для развёртывания игры;
- учить детей драматизации сказок, рассказов, историй (из личного опыта).
Обучение проводится во всех возрастных группах; начинается с развития предметно-игровых действий. Сначала ребёнка учат действовать по подражанию, а затем действие переходит на более высокий этап – сюжетно-отобразительная игра («Дочки-матери»). Обучение дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевым играм включает в себя ряд этапов:
-целенаправленное формирование представлений детей о профессиях;
- подготовка атрибутов для предстоящей игры;
- проведение игры, где основную роль на себя берёт взрослый, а затем и ребёнок;
- развитие и углубление сюжета, при котором возможно его видоизменение и дополнение.
!!! Особая роль в становлении игровой деятельности отводится играм-драматизациям (сказки, рассказы, потешки и др.).
2. Продуктивная деятельность. Включает в себя изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и трудовую деятельность, т.е. – это те виды деятельности, где видны результаты труда. В норме эти виды деятельности активно формируются в дошкольном возрасте на базе предметной деятельности. При ЗПР продуктивная деятельность формируется с опозданием своеобразно и имеет свою специфику, что связано с несовершенством предметной деятельности и особенностями представлений об окружающем мире. А овладение трудовой деятельностью является прямым овладением предметной и продуктивной видами деятельности ребёнком.
А) Задачи по изобразительной деятельности:
- развивать интерес детей к разным видам изодеятельности (рисование, лепка, аппликация);
- знакомить детей с различными средствами изодеятельности (пластичные материалы, материалы для рисования и аппликации);
- формирование способов обследования предметов (ощупывание перед лепкой, обведение по контуру и т.п.);
- учить детей передавать в изображении основные свойства предметов и их отношений;
- учить детей создавать предметные и сюжетные изображения;
-учить детей давать адекватную оценку своей работе и работам сверстников;
- обучать детей созданию коллективных поделок и изображений.
Б) Задачи по конструированию:
- формирование у детей положительного отношения к конструированию и играм со сборно-разборными игрушками;
- знакомить детей с различными материалами для конструирования;
- учить детей перед конструированием анализировать объёмные и плоскостные образцы построек;
- обучать детей приёмам и навыкам конструктивной деятельности;
- учить детей создавать предметные и сюжетные конструкции и обыгрывать их;
- учить детей давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников;
- обучать созданию коллективных построек.
В) Виды труда:
а) самообслуживание;
б) ручной труд;
в) хозяйственно-бытовой труд;
г) труд в природе.
Задачи по трудовому воспитанию:
- развивать у детей интерес к разным видам труда и результатам трудовой деятельности;
- учить детей анализировать условия предстоящей деятельности и планировать ход её исполнения;
- учить детей выполнению практических действий в соответствии с намеченным планом;
- воспитывать самостоятельность и активность в процессе трудовой деятельности;
- расширять способы сотрудничества детей в ходе выполнения трудовых операций;
- закреплять умения детей давать словесный отчёт о выполненной работе;
- формировать у детей элементы самооценки в процессе трудовой деятельности.
3 Познавательная деятельность. У ребенка с ЗПР наблюдается слабая дифференциация чувственного познания, снижение адаптации органов чувств. Процесс восприятия затруднен замедленностью процессов анализа и синтеза. Ввиду нарушений дети с испытывают затруднения в познавательной деятельности. Психологи отмечают отклонения в развитии внимания детей с ЗПР. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
Сенсорное воспитание направлено:
- во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта;
- во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий – действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. формирования систем сенсорных эталонов;
- в-третьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач;
- в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем, как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств. Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.
Мышление ребенка с ЗПР также имеет свои особенности. Характеризуя тот или иной объект, дети обычно указывают на его постоянные признаки, общие для всех предметов подобного рода, а особенности, своеобразные черты пропускают. Кроме того, полноценный анализ требует, чтобы дошкольники обладали соответствующими языковыми средствами для обозначения частей предмета и выделения его свойств. Отсутствие в словарном запасе слов, нужных для характеристики частей и свойств предмета, в большей степени мешает его познанию, не дает возможности детям осмыслить роль каждой части и связи между частями.
Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов. Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные представления, а затем пространственные представления.
4. Двигательная деятельность или физическое воспитание осуществляется на основе программы для специальных коррекционных образовательных учреждений. При ЗПР у детей отмечаются недостатки физического развития. Они выражаются в особенностях быстроты, ловкости, координации, статичности и динамики, силе, точности, выносливости. У детей отмечаются нарушения в микро - и макрооринтировке в пространстве. Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве снижают двигательную активность детей и, зачастую, обуславливают отклонения в развитии вегетативной Н.С. Для привлечения детей к деятельности по физическому развитию, развитие движений следует осуществлять через широкое использование п/и, двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы и цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения развития физических навыков. У детей также отмечается нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, ассиметрия развития движения рук и других органов тела.
Назначение режима занятий для разных возрастных групп производится с учётом не только общего состояния здоровья, физического здоровья и подготовленности, но и индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии. Наличие задержки психических функций не позволяет этим детям адекватно воспринимать учебный материал по ФИЗО. В связи с этим возникает необходимость в овладении воспитателями по ФИЗО технологии обучения таких детей. Условиями реализации методических рекомендаций являются:
Врачебно-педагогический контроль;
Знание сопутствующих заболеваний (рекомендации врача-специалиста – офтальмолог, педиатр, невропатолог и др.);
Всестороннее изучение ребёнка и учёт индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности;
Равномерное увеличение двигательной активности детей.
5. Речевая деятельность.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения.
- Билет № 2. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы нарушений слуха у детей.
- Типы нарушения слуха.
- Вопрос № 2. Работа с семьёй ребёнка с дцп.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи.
- Традиционные тсо
- Нетрадиционные тсо:
- 2. Клинические механизмы двигательных недостатков у детей с нарушениями ода а) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Б) Травмы опорно-двигательного аппарата
- Лечение опорно-двигательного аппарата
- Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр в условиях доу компенсирующего вида.
- Билет № 6. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков зрения у детей.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями (интеллект и речь; интеллект и дцп; интеллект и нарушения слуха; интеллект и нарушения зрения).
- Билет № 7. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Классификация.
- 4. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
- Вопрос № 2. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми.
- Соотношение медицинской аппаратуры и медицинских методов
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Классификация слуховых аппаратов.
- Устройство слухового аппарата.
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.
- Билет № 8. Вопрос № 1. Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с зпр.
- Вопрос № 2. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях специальных (коррекционных) детских учреждениях.
- Дошкольные учреждения системы образования
- Билет № 9. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ода.
- Вопрос № 2. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.
- Билет № 10. Вопрос № 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Лингвистическая и педагогическая классификация.
- 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
- 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Вопрос № 2. Использование тифлотехнических средств обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- II. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха.
- Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- Вопрос № 2. Содержание работы по коррекции дизартрии у детей с дцп.
- Принципы психолого-педагогического обследования.
- Основные приёмы.
- Вопрос № 2. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалия, тахилалия, заикание).
- Вопрос № 2 Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушенным слухом.
- Вопрос № 2. Приёмы нормализации межличностных отношений с окружающими и формирование поведения у детей с зпр.
- Билет № 16. Вопрос № 1. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Вопрос № 2. Особенности семейного воспитания детей с зпр.
- Вопрос № 2. Коррекция двигательного развития детей с дцп в процессе трудового воспитания.
- Вопрос № 2. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфония, фонастения, ринофония, афония) и их педагогическая коррекция.
- III. Медицинские противопоказания:
- Вопрос № 2. Особенности физического и трудового воспитания детей с нарушенным зрением.
- Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.
- Вопрос № 2. Формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушением зрения.
- Билет № 21. Вопрос № 1. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
- Вопрос № 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения (социальная дизорентация, негативное самоутверждение, гипер - и гипоактивность).
- Рассмотрим особенности воспитания и обучения детей нарушения поведения характерные для дошкольного возраста.
- Билет № 22. Вопрос № 1. Принципы и приёмы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (функциональная и органическая дислалия; несложные формы дизартрии; ффнр) и их педагогическая коррекция.
- Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Системные нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- 1.Медицинские методы
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Коррекция нарушенной слуховой функции.
- Кохлеарная имплантация.
- Билет № 27. Вопрос № 1. Методы медико-педагогического исследования сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушенным зрением.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по обучению произношения детей с недостатками слуха.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Методики развития слухового восприятия и обучения звукопроизношению.
- Билет № 29. Вопрос № 1. Особенности корррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопрос № 2. Особенности корррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения.
- I. Раздел «Здоровье»
- II. Раздел «Социальное развитие»
- III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- 4. Развитие различных видов памяти
- 5. Формирование мыслительной деятельности
- 6. Ознакомление с окружающим
- 7. Формирование элементарных математических представлений
- 9. Подготовка к обучению грамоте
- V. Раздел «Формирование деятельности»
- VI. Раздел «Эстетическое развитие»
- Вопрос № 2. Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с дцп.
- Билет № 31. Вопрос № 1. Системные нарушения устной речи (алалия, афазия, сложные формы дизартрии, онр) и их педагогическая коррекция.
- Вопрос № 2. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- 1.Медицинские методы
- Кохлеарная имплантация.
- !!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха. Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
- 2.Педагогические методы
- Развитие слухового восприятия.
- Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.