Определение типов акцентуации характера.
Задание: Субъектом исследования выберите своих учеников, знакомых, родственников или себя.
Шаг 1. Оформите таблицу .
Шаг 2. Отвечайте на вопросы анкеты. Впишите баллы за каждый ответ в таблицу соответственно номеру вопроса. Положительный ответ – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.
Шаг 3. Суммируйте баллы по горизонтали таблицы соответственно сокращенного названию каждого типа.
Шаг 4. Обработайте результаты с помощью правил идентификации типов. (См. подсказка к шагу 4).
Шаг 5. Если вы выявили несколько типов акцентуации, проанализируйте результат с помощью данных по сочетаемым типам.
Шаг 6. После проведения диагностики, проанализируйте содержание выявленных типов акцентуации. Используя таблицу 1 – «Характеристика типов акцентуации характера». (См. содержание учебного пособия – Тема: «Учет акцентуации характера в подростковом возрасте») На основе знакомых ситуаций, жизненных обстоятельств, особенностей взаимодействия с диагностируемым оцените соответствие проведенной диагностики. Шаг 7. Выявите социально-педагогические трудности, факторы, особенности индивидуального подхода, применение методов убеждения упражнения, коррекции на их основе разработайте и запишите социально-педагогические рекомендации для организации учебной и тренировочной деятельности воспитанника.
Таблица
Лист ответов
Тип | Номер утверждения | Сумма баллов | МДЧ | ||||||||||||
Г | 1 | 12 | 23 | 34 | 45 | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | 111 | 122 | 133 |
|
|
Ц | 2 | 13 | 24 | 35 | 46 | 57 | 68 | 79 | 90 | 101 | 112 | 123 | 134 |
|
|
Л | 3 | 14 | 25 | 36 | 47 | 58 | 69 | 80 | 91 | 102 | 113 | 124 | 135 |
|
|
А | 4 | 15 | 26 | 37 | 48 | 59 | 70 | 81 | 92 | 103 | 114 | 125 | 136 |
|
|
С | 5 | 16 | 27 | 38 | 49 | 60 | 71 | 82 | 93 | 104 | 115 | 126 | 137 |
|
|
Т | 6 | 17 | 28 | 39 | 50 | 61 | 72 | 83 | 94 | 105 | 116 | 127 | 138 |
|
|
И | 7 | 18 | 29 | 40 | 51 | 62 | 73 | 84 | 95 | 106 | 117 | 128 | 139 |
|
|
В | 8 | 19 | 30 | 41 | 52 | 63 | 74 | 85 | 96 | 107 | 118 | 129 | 140 |
|
|
Д | 9 | 20 | 31 | 42 | 53 | 64 | 75 | 86 | 97 | 108 | 119 | 130 | 141 |
|
|
Н | 10 | 21 | 32 | 43 | 54 | 65 | 76 | 87 | 98 | 109 | 120 | 131 | 142 |
|
|
К | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 |
|
|
МДЧ – минимальное диагностическое число (см. ниже)
Лист опросов на определение типа характера
В детстве я был веселым и неугомонным.
В младших классах я любил школу.
В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.
У меня часто бывает плохое самочувствие.
В детстве я был обидчивым и чувствительным.
Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.
Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
В детстве я был капризным и раздражительным.
В детстве я любил беседовать и играть с взрослыми.
Считаю, что самое важное – не смотря ни на что, как можно лучше провести сегодняшний день.
Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.
Как правило, у меня хорошее настроение.
Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и настроение, и самочувствие у меня плохие.
Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
Я часто испытываю вялость и недомогание.
К спиртному я испытываю отвращение.
Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
Я не вижу у себя больших недостатков.
От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.
Все мои привычки хороши и желательны.
Мое настроение не меняется от незначительных причин.
Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.
Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях.
Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
Больше всего сытно поесть и хорошо отдохнуть.
Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь, ни на кого не злюсь.
Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
Я плохо переношу голод – быстро слабею.
Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем. Хотя повода для этого нет.
Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, новом лагере труда и отдыха.
Как правило, я не готовлю уроки.
Я всегда говорю взрослым только правду.
Приключения и риск меня привлекают.
К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел.
Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется – совсем не осталось сил.
Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
Если учитель не контролирует меня на уроке, то я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
Бывает, что сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
Мне кажется, что при желании я мог бы стать актером.
Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно – все само собой образуется.
Я всегда справедлив в отношениях с родителями, учителями, друзьями.
Я убежден, что в будущем исполняться все мои желания.
Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
Довольно часто мое настроение отражается в моих поступках.
Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких слабостях.
Часто всяки размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.
Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.
Я не испытываю стремления к занятиям спортом и ли физкультурой.
Я никогда не говорю о других дурно.
Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
Иногда мое настроение зависит от погоды.
Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
Жизнь кажется мне очень тяжелой.
Я часто испытываю робость перед учителями и школьным руководством.
Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.
Мне кажется, что другие меня не понимают.
Я часто огорчаюсь из-за того, что рассердившись, наговорил лишнего.
Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто погулять.
Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
При неудаче я могу посмеяться над собой.
У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.
Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против нее.
Мне нравиться быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.
Считаю, что лучшее время провождение это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь.
Мне неприятно долго оставаться на одном месте.
Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстником, что не могу пойти в школу.
Я не умею командовать другими людьми.
Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсуждается в классе.
Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела, все правила можно обойти.
Мне иногда бывают, неприятны праздники.
Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
Уходя из дома, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
Меня привлекает только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным.
Если я кого-то не уважаю, мне удается вести себя так, что он этого не замечает.
Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
Мне нравятся все школьные предметы.
Я часто бываю вожаком в играх.
Я легко переношу боль и физические страдания.
Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто о своем здоровье.
Я редко бываю беззаботно веселым.
Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.
Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.
У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно скрывать от других.
У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают от чего я такой веселый.
Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.
Учителя считают меня аккуратным и старательным.
Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
Мне нравиться, когда мне подчиняются.
Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
Я никому никогда не желаю плохого.
Подсказка к шагу 4:
1. Работайте с полученными суммами. Если по какому-либо типу (сумма балов) набрано на 4 балла больше, чем по другим, то остальные не учитываются. В случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, где больше баллов.
2. Если по контрольной шкале (К) (последняя строка таблицы В) получено больше 4 баллов, то к шкале демонстративности (Д) прибавляется 1 балл, если больше 7, то 2 балла. Если после этого демонстративный тип не диагностируется, то исследование не достоверно, его следует повторить. Сравните полученные суммы балов с минимальным диагностическим числом.
ПРАВИЛА ИНДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ
МИНИМАЛЬНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО (МДЧ)
ГИПЕРТИМНЫЙ | Г | – | 10 |
| ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ | И | – | 9 |
ЦИКЛОИДНЫЙ | Ц | – | 8 |
| ВОЗБУДИМЫЙ | В | – | 9 |
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП | Л | – | 9 |
| ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ | Д | – | 9 |
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ | А | – | 8 |
| НЕУСТОЙЧИВЫЙ | Н | – | 10 |
СЕНСИТИВНЫЙ | С | – | 8 |
| КОНРОЛЬНАЯ ШКАЛА |
| – | 4 |
ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧНЫЙ | Т | – | 9 |
|
|
|
|
|
О наличии того или иного типа можно говорить в случае, если полученная сумма больше или равна минимальному диагностическому числу;
Если в результате диагностики Вы получили положительный результат по нескольким типам, проведите работу по анализу сочетаемых типов.
СОЧЕТАЕМЫЕ ТИПЫ (СМЕШАННЫЕ)
ГЦ | ГД | ГН |
|
| СТ | СИ |
| ТИ |
ЦЛ |
|
|
|
| ИВ | ИД | ИН |
|
ЛА | ЛС | ЛД | ЛН |
| ВД | ВН |
|
|
АС | АТ | АД |
|
| ДН |
|
|
|
5. Если в отношениях двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, то необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип после =)
Г+Л=Г | Г+А=А | Г+С=Г | Г+Т=Г | Г+И=И | Г+В=Г |
|
С+В=В | С+Д=Д | С+Н=Н |
|
|
|
|
А+И=И | А+В=В | А+Н=Н |
|
|
|
|
Т+В=В | Т+Д=Д | Т+Н=Н |
|
|
|
|
Л+Т=Т | Л+И=И | Л+В=В |
|
|
|
|
Ц+А=А | Ц+С=С | Ц+Т=Т | Ц+И=И | Ц+В=В | Ц+Д=Д | Ц+Н=Н |
Приложение2
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки