Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
Рассматривая проблему агрессии, исследователи выделяют положительную и отрицательную формы ее проявления в поведении.
Агрессия как психическое явление в своей основе имеет нереализованную потребность, удовлетворение которой происходит благодаря механизмам социальной адаптации. Включенность в этот процесс эмоциональных и познавательных составляющих обусловливает произвольность и непроизвольность регуляции агрессивного поведения, а также произвольность подавления агрессивных форм поведения.
Агрессия - временное, ситуативное состояние, находясь в котором человек производит действия, причиняющие ущерб себе, другому человеку, группе людей, животному или неодушевленному предмету.
Агрессивность– свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Это потенциальная готовность к подобным действиям, которая предопределяется восприятием и интерпретацией условий деятельности или жизнедеятельности соответствующим образом.
Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к выводам о том, что не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе первопричины этих действий лежит фактор ситуации. В случае агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам.
Виды агрессии. Агрессивное поведение не может быть понятно, если объектом исследования не станет агрессивность как личностная черта. Возможно, что в качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана с различными характеристиками – депрессивность, возбудимость, демонстративность, тревожность, маниакальность и пр. В литературе нет четко обозначенных взаимосвязей, однако мы можем предположить, что в данном случае речь может идти о видах агрессии.
Выделяют следующие виды агрессивных реакций:
- физическая агрессия(нападение);
- косвенная агрессия(злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);
- склонность к раздражению(готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
- негативизм(оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);
- обида(зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными или вымышленными сведениями);
- вербальная агрессия(выражение негативных эмоций через форму – ссора, крик, визг, так и через содержание – угроза, проклятие, ругань).
С точки зрения социально-педагогической необходимо обратить внимание на проявление агрессии на всех уровнях функционирования организма и психики человека, выделяемых в психологии – биохимический, физиологический, психический и социально-психологический. Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте и проявляет себя, например, в драках детей из-за игрушек. Младшие школьники, зачастую, пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко и серьезной социальной угрозы не представляет.
Агрессия, как проявления неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается в семейных потасовках при разрешении конфликтов, избиении физически слабых и т.п.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек — реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях:
- при противопоставлении себя детям, взрослым;
- в конфликтах между отдельными молодежными группами;
- при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы. Рассматривая проблему проявления агрессии у старшеклассников исследователи выявили высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучных старшеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие – только 9%. Спонтанная агрессия – это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметру реактивная агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Задачи социально-педагогической деятельности по коррекции агрессии подростков ориентированы на выявлении причин агрессивного поведения на разных уровнях от генетических предпосылок до социальных причин.
Социальные причины агрессивного поведения. Роль спортивной деятельности в коррекции агрессивного поведения подростков.
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной педагогики и психологии. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями, другие как результат социального научения. Имеется множество разновидностей этих подходов.
Человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Такая агрессия не является адаптивной и она не призвана защищать интересы человека. Человек учится агрессии, значит происходит социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. Ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыков конструктивного решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующее научения. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т.п. Эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Нет необходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения, средства массовой информации демонстрируют – их символическое изображение в кинофильмах, телепередачах, литературе, чего вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателя. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.
В ситуации наименьшего сопротивления в этом случае остаются дети. Однако, главным источником примеров агрессивного повеления для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарная социализация агрессии – это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии.
При парадоксальнойсоциализации агрессииизменения личности происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как «гипер-опека». Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как «застенчивость» и «спонтанная агрессивность». Нельзя назвать эти данные отрадными, общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
Таким образом, проблема коррекции агрессивного поведения должна требовать специального рассмотрения в случаях проявления среди подростков. Современный подросток живет в очень сложном по своему содержанию мире. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, представляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая воздействует на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическими кризисами, поразившими наше общество. Подростки больше других страдают от социальной, экономической, моральной нестабильности в стране. Все это определяет социальный характер причин агрессивности. Однако, существуют и индивидуальные особенности, которые являются предпосылками проявления агрессивного поведения.
Рассмотрение агрессивности подростка как физиологической характеристики необходимо оценивать как показатель наличия жизненных сил и энергии. Что дает основание говорить о реализации этих сил (агрессии) в процессе любой деятельности, в том числе в асоциальных проступках и отклоняющемся поведении. Педагога и родителей в таком случае должна интересовать полезная позитивная деятельность, которая может служить средством разрядки жизненных сил и энергии (агрессивности) подростка. В качестве такой полезной деятельности следует рассматривать занятия физической культурой и спортом, как средство коррекции агрессивного поведения.
По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа.Учитывая конкуренцию современного спорта, проблема агрессивного поведения подростков необходимо рассмотривать в свете идей социализации агрессии личности в спорте.Т.к. спортивная деятельность имеет социально-педагогический потенциал, решения проблем личности.
Рассмотрение проблемы агрессивности в спорте требует учета факторов социализации личности в спорте, таких как правила вида спорта, установки и поведение тренера и спортивных функционеров, нормы поведения в спортивном коллективе, агрессивное или оскорбительное поведение соперника, действие судьи поведение болельщиков, средства массовой информации, под влиянием которых могут формироваться или корректироваться внутренние характеристики личности спортсмена - «внутренние факторы влияющие и на проявление агрессивного поведения в спорте» - выраженность личного свойства агрессивности, личный опыт агрессивного поведения, отношение к сопернику, личностные нормы, осознание агрессивного поведения, психическое состояние. Таким образом, неразрывным становится понимание и проблемы агрессивности в спорте.
Агрессия в спорте изучается как один из факторов спортивной деятельности. Оценки причин и проявлений агрессии очень противоречивы. Основной вопрос, перед исследователями, сводится к тому, способствуют систематические занятия спортом или наблюдения за соревнованиями уменьшению агрессивных тенденций либо, наоборот, повышению агрессивности.
Анализируя вопрос агрессивных тенденций у спортсменов, необходимо учесть, что соревнование рассматривается как приемлемое агрессивное действие, отрегулированное правилами. Победитель избавляется от своей агрессии, разрешенными способами. Если исходить из того, что спорт дает выход природной агрессивности и стремлению к соперничеству, а значит, способствует сохранению психического здоровья и душевного равновесия, то следует говорить о терапевтическом значении так необходимом в социально-педагогической работе.
Кроме того, можно найти и другие характеристики – самоутверждение и соперничество, социально одобряемые формы поведения, которые в спорте будут положительно удовлетворены, с точки зрения реализации агрессивности через победу над самим собой и соперником, в случае социально приемлемого поведения в рамках соревнований. Если речь зайдет о нарушениях правил, встает вопрос о морально-этических аспектах спортивного поведения.
Включение агрессивных детей в социально-значимую, общественно-полезную деятельность, в том числе и спортивную, побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления. Данные положения могут являться одним из видов социально-педагогических рекомендаций.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятия «агрессия» и «агрессивность».
Какие виды агрессивных реакций вам известны?
В чем вы видите причины и что является источником примеров агрессивного поведения для подростков?
Что нужно учитывать в педагогической деятельности и семейном воспитании для устранения предпосылок проявления агрессивного поведения?
Раскройте понятие спонтанная и реактивная агрессия.
Раскройте вопрос о социализации агрессии. Какова роль физической культуры и спорта в этом процессе?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки