logo
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.

В рассмотрении поведения человека выявлялись различные проявления и в том числе их степень. Исследовались проявления нормы, патологии, аномалии – сравнивались патологические аномалии характера и крайние нормы его проявления, в результате с самого начала становления учения о психопатиях возникла проблема разграничения нормы и патологии. В 1886 году Бехтерев упомянул «о переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», а также о том, что «психологическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». Такому проявлению было предложено много названий: неуравновешенный, дискордантно-нормальный, латентная психопатия.

В 1968 году К. Леонгард, немецкий психиатр, изучающий эту проблему, предложил наиболее удачный термин – акцентуированная личность, где речь идет о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии.

Из вышесказанного ясно, что рассмотрению понятию акцентуация предшествует и понимание нормы.

Норма– это оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования.

Социальная норма– предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей.

Акцентуация– резкая выраженность черт личности, определяющих индивидуальное своеобразие ее психических проявлений на грани нормы и патологии. По степени проявления можно выделить скрытую и явную акцентуацию и еще раз остановить внимание на том, что акцентуация характера это не патология.

Явная акцентуация- наличие выраженных черт характера, при котором нет препятствий для социальной адаптации. Социальная дезадаптация и явное нарушение поведения возникают после психологических травм, в трудных жизненных ситуациях.

Скрытая акцентуация- слабая выраженность черт характера в обычных условиях. Проявление отдельных черт характера может выступать неожиданно. При скрытой акцентуации нет заметной дезадаптации. Случаи дезадаптации могут быть кратковременными.

Для проявления акцентуации порой нужны провоцирующие обстоятельства – некие критические моменты жизни.

Одним из таких периодов является подростковый или пубертатный период – то время когда гормональный коктейль приводит в активную работу всю физиологию и психологию человека. Именно в этот период заостряются черты характера. Акцентуации характера встречаются у подростков и юношей в 50-80% случаев.

В течение жизни акцентуации проявляются не постоянно. С годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. По мнению К.Леонгарда у 20-50% людей черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам, а в развитых странах более половины популяции относятся к акцентуированным личностям.

Выделяют различные типы акцентуаций характера, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим. Они не являются болезнью и не препятствуют общей личностной адаптации, но создают определенный затруднения в социальной адаптации.

Выделяют типы акцентуаций характера: гипертимный, циклойдный, лабильный, сенитивный, возбудимый, неустойчивый, астено-невроический, тревожно-педантичный.

Таблица 1.Акцентуация характера в подростковом возрасте, индивидуальный подход, провоцирующие факторы.

Характеристика типа акцентуации характера

Гипертимный тип

Основная его черта – постоянное пребывание в хорошем настроении, которое изредка омрачается вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих. Характерны высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Гипертимы движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений. Стремятся к лидерству, проявляя организаторские способности, инициативны и оптимистичны, в конфликт вступают редко. Все это характерно при не очень выраженной акцентуации. При ярко выраженной акцентуации положительный прогноз снимается. Проявляются такие качества как легкомыслие, отсутствие этических норм, раздражительность в кругу друзей и близких, склонность к азартным увлечениям, побегам, алкоголю. В более взрослом возрасте гипертимам часто интересна работа, связанная с постоянным общением. Они склонны к перемене профессии и места работы.

Провоцирующие факторы:

•воспитание в условиях жестких семейных взаимоотношений;

•жесткая дисциплинина;

•монотонная неинтересная деятельность;

•ограничение круга общения;

•вынужденное одиночество и безделье;

•отсутствие познавательных, социальных, творческих интересов;

•общекультурная и общеинтеллектуальная неразвитость.

Индивидуальный подходпредполагает:

•создание условий для проявления инициативы подростка, •избегание гиперопеки, •четкий размеренный стиль общения и взаимодействия, •доброжелательная неавторитатрная позиция взрослого, •умелое сочетание доверия к подростку с контролем, •тренировка подростка в отношении работы, требующей планирования, систематизации. •Включение подростков в выполнение организаторских с чертами лидерства ролей •Способствование общекультурному и интеллектуальному развитию, и исполнительной компетентности подростка. •Влияние через формирование коллективного мнения.

Циклоидный тип

Чаще наблюдается в старшем подростковом возрасте. Особенность – периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъема циклоиду присущи черты гипертимного типа, за исключением легкомыслия и необязательности. Они коммуникабельны, имеют увлечения. В период спада резко снижается контактность, подросток немногословен, пессимистичен, тяготится шумным обществом. Исчезают интересы, он становится домоседом, теряет аппетит, сон. Серьезные неудачи, нарекания окружающих, навязчивая забота могут углубить депрессивное состояние подростка и вызвать острую реакцию с возможными попытками самоубийства.

Провоцирующие факторы:

•эмоциональные перегрузки;

•напряженная работа в течение длительного времени;

•быстрое изменение условий и образа жизни;

•однообразность жизни;

•все типы неправильного воспитания в семье.

Индивидуальный подход предполагает:

•обеспечение эмоционального распределения сил, достаточного отдыха;

•установление с подростком теплых доверительных отношений;

•тактичное подкрепление любого успеха и отсутствие мелочного внимания к его неудачам и промахам;

•включение в самостоятельную работу нa всех этапах обучения с тем, чтобы подросток сам определил дистанции и темы прохождения индивидуального «учебного маршрута»;

•в период спада нельзя провоцировать конфликты.

Лабильный тип

Главная черта – крайняя изменчивость настроения. В той или иной степени это присуще всем подросткам, поэтому о наличии акцентуации этого типа можно говорить лишь тогда, когда настроение меняется слишком круто, а поводы для этих перемен ничтожны. Быстрота в перемене настроения сопровождается глубиной. Глубина переживаний. Проявляется в мимике, в самочувствии, трудоспособности, коммуникабельности.

Во время периодов хорошего настроения (это бывает чаще) лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новому, отзывчивы на просьбу о помощи, умеют сопереживать. Обладают развитой интуицией, легко улавливают отношение других к себе и отвечают адекватно. Очень болезненно переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрату близких, разлуку с ними.

Провоцирующие факторы:

•отвержение со стороны значимых для подростка людей;

•явная несправедливость, порицание;

•унизительные нотации;

•действительные неприятности, несчастья;

воспитание в условиях жестких взаимоотношений.

Индивидуальный подход предполагает:

•создание доброжелательной обстановки;

•частое позитивное подкрепление (одобрение, похвала);

•искреннее сопереживание, проявленное к подростку в период. Неудач;

•облечение учебного задания в форму просьбы, сопровождая уверенностью в успехе.

В стадии спада нельзя:

•проявлять грубость, категоричность;

•указывать на отрицательные черты;

•конфликтно отвечать на аффективную вспышку подростка;

•демонстрировать невербальные проявления негативного отношения

Астено-невротический тип

Главные черты – повышенная психическая и физическая утомляемость, раздражительность. Особенно все это проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, но физические напряжения (спортивные соревнования) оказываются невыносимыми, и на фоне развивающегося утомления могут происходить кратковременные аффективные вспышки (раздражение, гнев, слезы). Раздражения по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, и столь же легко сменяется раскаянием. В отличие от возбудимого типа (см. далее), аффект у астено–невротического типа не имеет признаков постепенного накипания, силы, продолжительности. В данном случае аффект – проявление слабости. Эта ослабленность организма проявляется во внешнем облике – бледность, синева под глазами. Именно ослабленность порождает повышенную возбудимость. Такой подросток «заводится с пол-оборота», вспылив, быстро теряет силы. Склонны к ипохондрии. Подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, подвергаются осмотрам и наблюдениям. Для них характерна особая цикличность в течение суток, недели, четверти. Лучшие их периоды (подъем) – 2–й, 3–й уроки, начало и середина недели, первая половина четверти

Провоцирующие факторы:

•воспитание в тревожно–мнительной атмосфере, в культуре болезней;

•воспитание по типу «кумир семьи», в условиях противоречивых требований, жестких взаимоотношений;

•ситуации публичной неудачи, насмешки, издевательства более сильных;

•сомнения близких по поводу здоровья, внешнего вида подростка.

Индивидуальный подход предполагает: •терпение и искреннее сочувствие.•Воспитание в условиях оптимизма, согласия и единства требований. •Условия для здорового образа жизни. •Доброжелательность и спокойствие при общении. •Включение подростка во взаимодействие в период подъема и предоставление отдыха в период утомления. •Нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. •Нежелательно прямое негативное сравнение с успешными одноклассниками. •Оценка индивидульна, аргументирована, с акцентом на положительных моментах.

Сенситивный тип

Формируется довольно поздно, к 16–19 годам. Но большинство ведущих черт складывается раньше. Это – чрезвычайно высокая впечатлительность, к которой позднее присоединяется резко выраженное чувство собственной неполноценности.

Школа пугает таких детей шумом, возней; привыкнув к одному классу, они неохотно переходят в другой. Старательны, вежливы, дисциплинированны, вежливы, но боятся проверок, экзаменов. Стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех. Контактность ниже среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют, обиды хранят в себе. Альтруистичны, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам. Чувство долга дополняется исполнительностью. Крайняя чувствительность граничит со слезливостью, что может провоцировать нападки со стороны раздражительных людей. К родным сохраняется детская привязанность. Часто слывут «домашними детьми». Рано формируются высокие моральные и этические требования к себе и окружающим. Любят и ценят все красивое в людях и природе. Очень ранимы подростки в сфере взаимоотношении с окружающими. Часто прикрываются маской «всё нипочем», за которой обнаруживается жизнь, полная самоукоров и самобичевания.

Провоцирующие факторы:

•воспитание по типу эмоционального отвержения, в условиях жёстких взаимоотношений ;

•ситуации шума, возни, потасовок, грубости, жёсткости, цинизма;

•ситуации, когда такие подростки становятся объектами насмешек, несправедливо подозреваются в неблаговидных поступках; •несправедливое обвинение может спровоцировать конфликт, депрессию, суи

Индивидуальный подход предполагает: •установление доверительного контакта с подростками •тактичное взаимодействие. •Создание условий для самореализации подростка в интересных для него видах деятельности. •Ранее развитие общих и специальных способностей: музыка, танцы. •возможности общения с близкими друзьями. При возникновении проблем необходим их анализ в доверительной обстановке, недопустима резкая критика, порицания. Подросток должен быть защищен от грубости, насмешек.

Тревожно-педантичный тип

Главные черты – нерешительность, склонность к рассуждению, тревожная мнительность, любовь к самоанализу, возникновение навязчивых страхов, опасений, мыслей. Страхи и опасения такого подростка адресуются к будущему: как бы не случилось чего–то ужасного, неповторимого с ним самим или с близкими. Особенно ярко выступает тревога за мать по поводу её здоровья, даже если видимых причин нет. Подростки сами используют психологические защиты от постоянной тревоги за будущее: специально придуманные приметы, ритуалы, жесты, заклинания. Нерешительность и рассуждательство у подростков ярко сочетаются. Всякий самостоятельный выбор может быть предметом долгих колебаний. Однако принятые решения должны быть немедленно исполнены, ждать они не умеют. Нерешительность часто прикрывают излишней самоуверенностью, категоричностью в суждениях, скоропалительными действиями как раз в тех ситуациях, которые требуют осмотрительности и осторожности. Неудачи ещё больше усиливают нерешительность и сомнения. Этим подросткам не свойственна склонность к нарушению правил, норм поведения, курению, алкоголю, побегам из дома, суицидам.

Провоцирующие факторы:

•воспитание в условиях эмоционально–бедных отношений, в ситуации повышенной социальной ответственности;

•пережитые в раннем детстве сильные страхи;

•подавленные в детстве активность и самостоятельность;

•культ болезней в семье;

•непризнание позитивных черт ребенка;

•необходимость самому принять ответственное решение, ситуации повышенных требовании.

Индивидуальный подход •необходимость формирования оптимистических установок у подростка, его эмоциональности, •создание условий для повышения его самооценки через сотрудничество. •Формирование на учебных занятиях «обстановки спокойствия» уверенности в достижении целей. •Формирование уверенности похвалой за усилия •Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», публично подчёркивать несостоятельность подростка в чем–то.•передача контроля за поведением самому подростку.

Интровертировнный тип

Главные черты – замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении, сочетание противоречивых черт- холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, замкнутости и внезапной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений. Недостаток тонкой интуиции, эмпатии в межличностных отношениях. С наступлением полового созревания названные черты выступают с особой яркостью. Особенно бросается в глаза замкнутость, отгороженность от сверстников. Подросток живет в своем мире, своими интересами, относясь с пренебрежением и неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Они часто кажутся непонятыми сверстниками, педагогами и родителями. Сдержанность делает непонятными многие поступки, т.к. их мотивы – скрыты. Угрозу представляет алкоголь, наркотики, как средство «побороть застенчивость». Значительное место занимают увлечения, которые отличаются постоянством, различные хобби. Снижен видимый интерес к противоположному полу. Бедность мимики и жестикуляции.

Провоцирующие факторы:

•воспитание в условиях жестких взаимоотношений, изоляции;

•неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир, вмешаться в их дела;

•ситуации длительного неформального общения в группах.

Индивидуальный подход•доброжелательные, заинтересованное отношение к подростку. •Включение в группу только с согласия его самого. •Акцентирование успехов подростка в его общении. •Терпимое отношение к его «чувствам», педагогу необходимо иметь арсенал средств, позволяющих в случае ухода в себя» легко вернуть его к учебной деятельности, •своевременные переключения подростка с одного вида деятельности на другой, поэтапный контроль работы, искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка.

Возбудимый тип

Главные черты – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии. В основе всего комплекса черт лежит несбалансированность возбуждения и торможения нервных процессов. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается тугоподвижность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. У таких подростков легко возникают конфликты вследствие их властности, стремления к подавлению сверстников, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть ничтожен. В развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость, брань, побои, безразличие к слабости противника. Сексуальное влечение проявляется с большой силой. Падение мотивации к учебной деятельности, что часто сочетается с претензиями к своим оценкам. Начинает бороться за «благополучные оценки». Педантичны, корыстны, азартны, властны. Скорнны терять контроль над своим поведением.

Провоцирующие факторы:

•воспитание в условиях жестких взаимоотношений; •интеллектуальная бедность семьи;

• применение физических наказаний;

•ущемление интересов и личного достоинства подростка, безнадзорность;

•напряженная агрессивная атмосфера на уроках;

•раздражительная, несдержанная манера поведения учителя, грубость его речи.

Индивидуальный подход: •Вовлечение подростков в сотрудничество со значимыми взрослыми. •Позиция педагога: •не провоцировать конфликты, •учитывать его аффективную взрывчатость; •сдержанная манера взаимодействия; •уважение личного достоинства подростка, •проявление заинтере

сованности, •проведение индивидуальной беседы в момент отсутствия у подростка аффективного напряжения. •Следует тренировать сдержанность, умение выслушивать учителя и товарищей; •аргументированное выставление определенной оценки. •практиковать письменные ответы. •Поручения должны соответствовать их властолюбию, аккуратности. Уважительное отношение сочетать с требовательностью, контролем его поведения и деятельности.

Демонстративный тип

Главные черты – беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, только не безразличия и равнодушия. Всё что направлено на приукрашивание себя, подросток тщательно сохраняет и гипертрофирует, всё противоположное, вытесняет из памяти и сознания.Стремление добиваться льгот и послабление за счёт других. Попытки его реализации идут по двум направлениям: усилия с целью вызвать к себе как можно больше симпатии, если это не срабатывает, то со стороны окружающих стимулируются чувства сострадания и сочувствия. Иногда используется поясничание, нарушение дисциплины, т.е. привлечение внимания через негатив. Отношение к учебе зависит от того, насколько учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки (добиться признания). Очень часто досаждают учителям своей болтливостью, шутками, гримасничанием. Необходимо осознать: демонстративный подросток не развивший у себя ни одного из интересных, полезных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении нытиком, симулянтом. Альтернатива этому – всеми любимый актер или просто умница–рассказчик, душа компании.

Провоцирующие факторы:

•воспитание по типу «кумир семьи»; в тревожно–мнительной атмосфере;

•ситуации снижения внимания к ребенку, «развенчания» мнимых достоинств;

•ситуация личной ответственности за трудоёмкое «непристижное» поручение.

Индивидуальный подход: •Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей; •обучение и воспитание в группе с одноклассниками равных или больших возможностей; подчеркивание высокого уровня интенсивности учебной работы; •предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки.

Алгоритм коррекции поведения подростка демонстративного типа акцентуации характера:

1. Гипервнимание, Педагог часто обращает внимание на подростка, упреждая его поведенческие реакции. В результате он начинает себя лучше вести, возрастает продуктивность его учебного труда.2. Избирательное внимание. Педагог подкрепляет своим вниманием позитивные поведенческие реакции, игнорируя демонстративное поведение, отмечая тем самым положительные сдвиги в поведении.3. Прерывистое внимание. Обращает внимание лишь на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая интервалы между отдельными подкреплениями, полностью игнорируя демонстрации негативного характера. Постепенно в результате постоянного подкрепления положительного поведения и торможения демонстративных проявлений, последнее угасает.

Неустойчивый тип

Основная черта – патологическая слабость воли. Их безволие проявляется в учёбе, труде, исполнении обязанностей, долга, достижения целей. Однако в развлечениях подростки не обнаруживают примыкания к более активным сверстникам. Отмечается повышенная внушаемость, социальное поведение больше зависит от окружающей среды, чем от них самих. Психическая неустойчивость (прежде всего волевая) является почвой, на котором нередко формируются невротические расстройства, алкоголизм, наркомания. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в первых классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться. Только при непрестанном контроле он выполняет задания. Первые нарушения поведения в детстве, связанные с эмоционально–волевой незрелостью, усиливаются в подростковом возрасте. Всё дурное начинает как–будто притягиваться к этим подросткам. Образцом для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения.

Провоцирующие факторы:

•воспитание в условиях жёстких взаимоотношений;

•воспитание в условиях безнадзорности, эмоционально и интеллектуально бедной семейной среды;

•недостаток воспитывающего влияния родителей и близких; •«откуп» незрелых родителей от собственного ребенка игрушками, развлечениями, отсутствием контроля;

•отсутствие руководства жизнью подростка и требовательности;

•подавляющая опека, унижающий контроль, подавление самостоятельных решений.

Индивидуальный подход•полный контроль за поведением и деятельностью, система разумно организованных требований; •жесткость и четкость режимных моментов в сочетании с искренней заинтересованностью взрослых в успехах учащегося, на фоне положительных эмоциональных контактов. •Полезно стимулировать инициативу подростка, поощрять самые малые ее проявления, давать ему несложные, но разнообразные задания. •На уроках педагог одновременно с контролем должен оказывать дополнительную помощь: разбивать сложные материал на части и давать их по мере усвоения; создавать спокойную, способствующую концентрации внимание обстановку; давать время на исправление ошибок; •оценивать не только результат, но и старание и прилежность.•Важно, хотя и очень сложно, пробудить у подростка уважение к себе.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «акцентуация характера», «скрытая акцентуация», «явная акцентуация».

  2. Какое значение в рассмотрении акцентуация характера имеют понятия «норма», социальная норма»?

  3. Дайте определение «социальная норма».

  4. В рассмотрении личности акцентуация характера является нормой или патологией?

  5. Приведите примеры, при каких условиях может возникать дезадаптация личности, скрытая или явная акцентуация характера?

  6. Почему подростковому периоду может быть свойственна акцентуация характера?

  7. Раскройте различные типы акцентуаций характера провоцирующие факторы и индивидуальный подход.