Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
Гуманистические ориентации | Автократические ориентации |
Максимы | |
Человек как высшая ценность
Главное-духовные ценности,гармонизирующие отношения, природа-общество-человек
Самореализация как деятельность во благо других | Человек как объект манипулирования
Главное – карпоративные ценности, разрушающие отношения к природе, обществу и человеку
Самореализация как деятельность за счет других |
Взаимодействие учителя и учащихся | |
Ученик – субъект учения, учитель создает условия для самостоятельного продвижения ученика Основные условия: - проблематизация изучаемого материала и осмысление его ценности для человека - рефлексия основание решения проблемы - диалогизация общения и совместного поиска решений - опора на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей | Учитель – субъект обучения, а ученик пассивный его объект Основные условия: - информационно – рецептивный подход к обучению, абстрагированный от ценностного смысла - готовое объяснение материала с последующим зазубриванием - монологическая речь учителя и формальное оценивание ученика - опора на внешнюю мотивацию: долг, наказание, страх неудач |
Гуманистический подход в спортивной деятельности.
Рассмотрение проблем связанных с гуманистическим подходом актуально и в рамках спортивной деятельности как специфической педагогической системе. Спортивная деятельность имеет гуманистический потенциал, который является основой для раскрытия гуманистических тенденции.
Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Рассмотрение такой специфики спортивной деятельности раскрывает факт, что спорт по своей природе, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт. Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов.
Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим – необходимые условия для формирования личности спортсмена.Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.
Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим – необходимые условия для формирования личности спортсмена. Таким образом гуманистический подход в современном образовании актуален и осуществляется в рамках спортивной деятельности, соответственно педагогическая практика специалиста по физической культуре также предполагает освоение и гуманистического подхода.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается направленность современного образования?
2. что означает понятие гуманизация образование, гуманистическая парадигма?
3. В чем заключаются изменения позиций учителя?
4. Как связать понятия гуманизация образования и гуманистическая направленность личности?
5. В чем заключаются изменения позиций ученика?
6. В чем заключается гуманистический потенциал спортивной деятельности, каково его значение для реализации идей гуманизации?
СЕМИНАР № 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Цель: Ознакомить студентов с предметом социальной педагогики, исследующей воспитание подрастающего поколения в микросреде, углубить теоретические познания сущности принципов социальной педагогики.
ПЛАН
Социальная педагогика как интегративная наука.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Определение понятий «социальное воспитание», «социальное образование», «социальное обучение».
Прикладные задачи социальной педагогики.
Функции социальной педагогики.
Понятия «принцип» и «правило».
Специфика и особенности отражения принципов в социально-педагогической деятельности.
Основные понятия:
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения – закономерности социализации ребенка.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действительности социального развития, воспитания конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.
Природосообразность – воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития детей.
Культуросообразность – процесс воспитания и социализации детей должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность ребенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, принципы равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.
Милосердие – способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям и прощать их.
Принцип целостности – связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармонического развития личности как существа биосоциального и экзистенциального.
Задание 1: Сопоставьте определения социальной педагогики из различных пособий по социальной педагогике.
Задание 2:
Сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Найдите общее и различия в их высказываниях (приложение № 2).
Сравните принцип культуросообразности в высказываниях А. Дистервега и К.Д. Ушинского. Найдите общее и различия в их высказываниях (приложение № 2).
Решение социально-педагогических задач по реализации принципов социальной педагогики (по усмотрению преподавателя).
1. Сравните характеристику принципа природосообразности у разных педагогов.
Я.А. Коменский: «Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, поскольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии» (Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996. – С.74).
И.Г. Песталоцци: « Независимо от сословия и положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии достичь общего развития своих сил и задатков» (Песталоцци И.Г. Избр. Пед. соч. В 2-х т. Т. 2 – М., 1981. – С.117).
К.Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1. // Собр. Соч. В 11 т. Т. 8. – М. – Л., 1950. – С.35-36).
2. Сравните принцип культуросообразности в высказываниях различных педагогов: что общего и какие отличия вы видите в их высказываниях?
А.Дистервег: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требования, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» Дистервег А. Избр. Пед. соч. – М., 1956. – С.230).
К.Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собр. Соч. В 11 т. Т.2. – М.-Л., 1948. – С.101).
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки