Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют своеобразие реакций на различные жизненные ситуации.
Различные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны - пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение. Если подросток попадает в один вид девиантного поведения, то весьма велика вероятность его вовлечения и в другой.
С точки зрения социально-педагогической необходимо понимание того, что для подростка основными факторами, ведущими к девиантному поведения могут быть школьные трудности, трудные жизненные ситуации, неблагополучные семьи, девиантные группы и влияние девиантной субкультуры.
Наряду с понятиями «дети с девиантным поведением», «трудные школьники» в педагогической практике существуют термины «педагогически запущенные дети», «морально запущенные». Это личности с ненормативным поведением, обусловленным недостатками воспитания. Причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена преподавателей школ, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность. Объем понятия «педагогически запущенные дети» только частично совпадает с понятиями «дети с девиантным поведением», «трудные школьники». Некоторые запущенные дети учащиеся исправляют свои недостатки сравнительно легко. Основные методы воздействия на педагогически запущенных детей: ▪воздействие через ученический коллектив;
▪вовлечение в различные виды учебной и внеклассной деятельности;
▪индивидуальный подход.
Что же касается подростков с отклоняющимся поведением, то тут достаточно важен вопрос о правильном выявлении наличия у школьника такого поведения, что в первую очередь вызывает трудности у родителей и педагогов.
Девиантность у подростков проявляется обычно в целом ряде симптомов (симптомокомплексе) и в разных сторонах жизни подростка.
Важно обращать внимание на длительное расстройство у ребенка – длительное и стойкое отклонение. Например, кратковременные нарушения дисциплины и страхи характерны для многих детей, но их устойчивое сохранение на длительный период свидетельствует об отклоняющемся поведении.
Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:
- поведение не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- поведение наносит реальный ущерб окружающим или самой личности;
- поведение связано с общей направленностью личности девианта;
- поведение следует рассматривать в пределах медицинской нормы;
- поведение сопровождается, как правило, различными проявлениями социальной дезадаптации;
- поведение имеет выраженное индивидуальное проявление;
- трудность исправления отклоняющегося поведения;
- особенная необходимость индивидуального подхода со стороны воспитателей, родителей, внимание сверстников.
Классификации групп подростков, склонных к девиациям.
Говоря об отклоняющемся поведении у подростков необходимо указать те психологические индивидуальные особенности, которые могут являться предпосылками девиаций, а в некоторой степени первыми их симптомами. В данном случае речь идет о ленивых, пассивных, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных, упрямых, грубых и лживых подростках. Важно отметить, что исследователи отмечают это не только как личностные черты, но и как отклонения, которые мало рассматриваются, и только кажутся безобидными на фоне имеющихся (алкоголизм, наркомания и т.п.). Поведение таких подростков можно отнести к первому виду проявления отклонений. Тогда как второй вид трудных школьников с отклоняющимся поведением – это дети с акцентуацией характера. Третий вид – это трудные школьники из неформальных групп общения, а также учащиеся с противоправным поведением.
Похожая позиция рассмотрения отклонений в поведении подростков предложена Д.И.Фельдштейном, где определены четыре группы подростков, склонных к девиациям и разработан индивидуальный подход в общении с ними:
Первая группа– характеризуется наличием примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они озлоблены, эгоистичны, осознанно совершают правонарушения. Педагогу необходимо вовлекать их в общественно—полезную трудовую деятельность, используя присущее им упорство в достижении цели, стремление к первенству. Особую роль в этом играет спорт.
Вторая группа– подростки с деформированными потребностями. Подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. В работе с ними важно изменить обстановку и привычные формы поведения, выказывать доверие к ним, поощрять в них - вырабатывать умение не только подчиняться, но и командовать.
Третья группа- характеризуется наличием деформированных и позитивных потребностей и взглядов, но последние не становятся регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
Четвертая группа– подростки не верящие в себя, в свои силы, легко внушаемые, заискивающие перед сильными, случайные правонарушители. Они слабовольны, неустойчивы перед дурным влиянием. Для педагога важно пробудить у них интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и, тем самым, подвести к включению в полезную трудовую, спортивную деятельность. Им необходимо постоянная коллективная работа в должном темпе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность и активное участие в соревновании.
Такие данные играют роль в раскрытии понимания различной степени отклонения у того или иного подростка, что важно для организации помощи. В социально-педагогической работе с подростками с разными отклонениями применимы все методы и формы воспитания, но необходим тщательный учет индивидуально-типологических особенностей личности. Однако понятно, что помощь подросткам с особыми отклонениями будет осуществляться в рамках социально-педагогической работы в различных направлениях, разными специалистами.
Для руководства учебно-воспитательным процессом и социально-педагогической деятельностиотклонений в поведении необходимо знать закономерности развития личности учащегося: 1. Процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы; 2. Особенности психического развития взрослеющего человека; 3.процесс целенаправленного руководства развитием личности. Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие:
1. Общие данные о трудновоспитуемом — возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств, психологические особенности личности , наличие акцентуаций.
2. Условия семейного воспитания – состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.
3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе.
4. Отношение к трудовой деятельности – как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов.
5. Общественная активность – какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.
6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и на чем основывается их дружба.
7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг увлечений.
Основными факторами формирования личности ребенка и подростка являются: общественное бытие, общественное сознание, особенности быта и культуры, семья, среда общения.
Основными требованиями к организации социально-педагогической и учебно-воспитательной работы могут явиться: ▪ формирование у подростков положительной мотивации; ▪ настойчивое воспитание положительных привычек; ▪ ориентация на принципы учета положительных качеств ученика, проявление уважения к его личности; ▪ формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Существуют различные методы воспитательного воздействия на учащихся: беседы, личный пример, поощрение и наказание, индивидуальный подход. Основными направления педагогической деятельности является коррекционная работа с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую работу и посредством вмешательства в педагогический процесс – индивидуализации обучения и воспитания, оптимизации взаимодействия учителей и школьников.
При организации индивидуальной работы с подростками необходимо работать с мотивацией:
- закреплять преобладание стремления к успеху;
- развивать самоанализ;
- развивать тактику целеполагания в конкретных видах деятельности;
- организовывать межличностную поддержку.
В основе коррекционной деятельности могут использоваться основные группы методов воспитания:
- методы формирования нравственного сознания – беседа, лекции, диспут, рассказ-размышление, разъяснение, обсуждение собственного опыта и опыта других людей, пример, совет;
- методы организации жизни и деятельности и формирования опыта нравственного поведения – увлечение перспективой (красивым в окружающей жизни, добрым делом), поощрение, доверие, обращение к ребенку за помощью, режим жизни и деятельности, общественные поручения, игра, приобщение к традициям, соревнование, упражнение в нравственном поведении, педагогическое требование, формирование общественного мнения, приказание;
- методы коррекции – побуждение, торможение.
В коррекционной воспитательной работе так же важны приемы педагогических воздействий как определенные способы коррекции поведения детей, развития необходимых качеств личности, черт характера, преодоления недостатков, входящих в структуру методов воспитания, в основу которых положена необходимость индивидуального подхода к детям с учетом реальной и создаваемой педагогической ситуации. Примером таких методов могут быть следующие:
- прием рассказа об аналогичном поступке – история, рассказанная педагогом сходная по смыслу с поступком подростка, должна помочь ему верно оценить свое поведение;
- обращение к неизвестному адресату, т.е. ко всему коллективу, а не к провинившемуся. Прием приводит подростка к самостоятельной оценке своего поведения;
- «случайно» переданная подростку информация о его поведении - механизм этого приема заключается в том. Что тренер. Педагог комментирует поведение ученика. Когда тот отсутствует, но педагог уверен, что провинившемуся станет известно его мнение;
- постановка перспективы - педагог ставит перед подростками постепенно усложняющиеся задачи, ведет от более увлекательной и легкой перспективы к сложной и менее интересной;
- активизация сокровенных чувств ребенка – прием, дающий возможность побудить стремление ребенка к хорошим поступкам через создание незаметно для ученика обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств;
- «взрыв» - как прием педагогического воздействия требует создания обстановки, в которой у детей возникли бы новые, сильные чувства, затрагивающие ведущие качества, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями;
- возбуждение тревоги о предстоящем наказании – педагог своими действиями или словами дает понять ученику, что знает о его проступке. Но не проявляет немедленной реакции;
- доверие - ребенку поручается выполнить определенное ответственное поручение в целях развития у него определенных чувств и волевых качеств;
- ирония – добродушное высмеивание провинившегося без оскорбления его личности;
- ласковый упрек – применяется тогда, когда проступок ребенка случаен и не злостный, когда разговор ведется в дружелюбном тоне, подчеркивают положительные стороны ребенка;
- мнимое безразличие – педагог, проявив поддержку, находчивость, решительность, вместо ожидаемой учащимися растерянности, возмущения их шалостью делает вид, что ничего не замечает, создает рабочую обстановку, вовлекая детей в работу;
- мнимое недоверие – используется в отношении детей, которые хотя и понимают, но в силу слабости воли не могут взять себя в руки и исправить свое поведение. Педагог задевает самолюбие ученика, выражает сомнение в его способности справиться с проблемой;
- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы – прием, особенно необходимый в подходе к робким, замкнутым детям. Используя этот прием, педагог относится к ученику доброжелательно, терпеливо, активизирует его творческие силы, создает такую педагогическую ситуацию, в которой ученик может проявить себя наилучшим образом;
- проявление огорчения – педагог, обнаружив проступок, нарушение дисциплины, выражает свое искреннее огорчение, передаваемое словами, жестами, мимикой;
- параллельное педагогическое действие – косвенное воздействие на ребенка через коллектив, когда осуждение или наказание адресуется в целом коллективу или группе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте специфические особенности отклоняющегося поведения личности:
2. Могут ли явиться психологические индивидуальные особенности подростка предпосылками девиации?
3. Раскройте особенности групп подростков, склонных к девиациям.
4. В чем заключается индивидуальный подход в общении с различными группами подростков, склонных к девиациям?
5. Что необходимо учитывать для руководства учебно-воспитательным процессом и социально-педагогической деятельности с отклонениями в поведении?
6. Раскройте методы и приемы воспитательного воздействия на учащихся при коррекции отклонений в поведении.
7. Раскройте содержание возможных педагогических ситуаций, иллюстрирующих применение различных воспитательных приемов.
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки