Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
Социально-педагогический подход предполагает исследование ситуации общественных отношений. В общественных отношения происходит становление личности формируется мотивация поведения во взаимодействии, психологические механизмы переживания, ценностные ориентации, стереотипы поведения и механизмы действий.
В педагогике воспитание ребенка рассматривалось как процесс осознания и усвоения им навыков социального поведения этому способствовали стабильность коллективистских отношений в социальном обществе, авторитет власти, роль школы, позиция учащегося перед законом.
Современный подход в педагогике с 90–х годов ориентированный на принцип сотрудничества создал предпосылки для пересмотра взглядов. Оказалось, что возможности, которые предлагает школа развивающейся личности малы. На повестку дня выдвинулась проблем средовой адаптации как одно из условий успешности воспитания.
Термин «адаптация» вошел в язык науки как частный случай «гомеостазиса»- характеризующего равновесное состояния. В биологии как приоритетном направлении адаптация рассматривалась лишь как приспособляемости организма к условиям вешней среды. В последние годы в смежных с педагогикой областях медицинской и юридической психологии состояние адаптации понимается ближе к социальному статусу человека как, готовность к выполнению различных социальных ролей устойчивость социальных связей. С точки зрения социально-педагогической понятие«средовая адаптация» рассматривается с позиции взаимодействия со средой.
Средовая адаптация– это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Уровень адаптированности оценивается как внутренняя готовность учащегося принять обстоятельства воспитания. Если существуют препятствия удовлетворению естественных социальных потребностей, требуется отвлечение психологической энергии на защиту своего «я», то речь идет о понятии «не адаптивный».
Дезадаптация – несоответсвие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что в свою очередь
Факторы дезадаптации:
- вытеснение ребенка из ситуации личностного развития;
- пренебрежение его стремлением к самоутверждению общественно приемлемым способом.
Признаки дезадаптации
- отклонение в учебной деятельности;
- нарушение дисциплины;
- конфликты;
- снижение успеваемости;
- отказ от посещения школы.
Итак, расстройства в школе и семье затрудняющие учебно-воспитательный процесс, рассматриваются как признаки дезадаптации.
Средовая адаптация на разных возрастных этапах.
Средовая адаптация в дошкольный период.
Объектом дошкольной педагогики ребенок становится с поступления в детский сад. Для адаптации в детском саду ребенок должен иметь игровой опыт, умение владеть речью, выполнять гигиенические навыки. Предпосылками адаптации ребенка в дошкольный период будут являться особенности и черты семейного воспитания в раннем возрасте, а именно удовлетворение потребностей ребенка как предпосылок нормального развития.
На первом году жизни потребность общения со сверстниками еще не сформировалось, на первом плане потребность общения с взрослыми, активное функционирование, новые впечатления. Психологическая гармония базируется на физических контактах с матерью, внеречевых (эмпатийных) отношениях. Позднее развитие осуществляется через пространственную среду. Не удовлетворение этих потребностей вызывает: отстаивание в развитии, уменьшение эмоциональных задатков общения.
Возможности социально педагогического вмешательства в раннем возрасте не значительны, т.к. обстановка в семье плохо регулируется общественностью. На первых этапах воспитания часто опирается на традиции народной педагогики.
Для адаптации в дошкольном возрасте препятствиями могут стать:
- одиночество ребенка, вызывающее чувство утраты психологической защиты, затруднение сопереживания, ослабления потребности в общении;
- чрезмерная опека, вызывающая снижение инициативности, что в свою очередь затрудняет дальнейший выбор достойных товарищей и часто ведет к негативному влиянию на личность ребенка ;
- длительная неприветливость взрослых, не прощение шалостей, изолирование от окружающих вызывают затруднения в развитии психики, заинтересованности в делах и занятиях.
Средовая адаптация в начальной школе:
В 6-7 лет потребности ребенка переходят на качественно новый уровень. Ребенок был склонен соглашаться с коллективом, чем объединятся с ним, теперь он хочет принадлежать, он хочет быть признан членом коллектива и начинает воспринимать себя в зависимости от ожиданий, которые возникают в отношении него.
В 6-9 летнем возрасте дети в отличие от взрослых начинают осмыслять не тогда, когда у них появится к этому возможность, а когда возникает потребность замечать объект осмысления.
Задача деятельности социального педагога с детьми в этом возрасте состоит в том, чтобы побуждать стремление детей задумываться над своим положением в коллективе и приводить его в соответствие с ожиданием педагога и родителей.
В этом возрасте бывает так, что капризные упрямые выпускники детского сада, в школе вдруг становится «паинькой» - такая форма поведения коварна т.к. возникает как защита. Ребенка пугает и заставляет забыть об упрямстве не грозный вид учителя, а собственная растерянность. Именно в этот период важно построить систему поощрения и наказания верно. Не надломить самооценку.
В число дезадаптированных рискуют попасть отстающие в индивидуальном развитии. Суть проблемы средовой адаптации таких детей состоит в том, что у них не удается вызвать достаточный интерес к деятельности как способ достижения успеха.
Таким образом, если говорить о средовой адаптации как формировании чувства принадлежности к коллективу, то период обучения в начальной школе следует признать не только социально значимым, но и педагогически коварным. Отклонения в формировании личности маскируется защитной формой поведения, предстоящей как послушание и подчиняемость.
Средовая адаптация в подростковом возрасте.
Своеобразный период личностного развития до 14 лет от завершения начальной школы является периодом подросткового возраста, для которого характерно:
- обстоятельства воспитания сохраняют ведущую роль в формировании самооценки и самовосприятия;
- отношения в коллективе по-прежнему значимы для учащегося;
- изменение претерпевает фигура педагога в глазах ученика как: гражданина, начальника, человека для подражания, человека имеющего права;
- в строгую структуру коллектива включаются силы стихийного межличностного взаимодействия, появляется свобода выбора коллектива;
- ученика волнует престижная роль в коллективе.
В этом возрасте дети смиряются с жесткой позицией взрослых, но и болезненно реагируют на пренебрежительные отношение к своим интересам. Если взрослые не признают значимости ценностей ребенка, то быстро теряет к ним интерес, то вполне возможно включаются в неформальные группы.
Закономерности поведения подростков в неформальных группах
Потребности подростка принадлежать к группе, с мнением которой он соотносит свои позиции, даже оставаясь в одиночестве или в окружении взрослых;
Сплоченность самой группы, борющейся за территориальную и корпоративную автономность в среде себе подобных и за независимость в окружении взрослых людей;
Примитивность социальных механизмов взаимодействия и управления в группе;
Отрицание заслуг, накопленных в учебной деятельности и распределении ролей по признаку коммуникативной привлекательности;
Игнорирование опыта предшествующего поколения и тенденция идти своим путем.
Второй этап подросткового периода с14 до 18 лет определяется как юношеский. Данный период начинается со сдвигом в гормональной системе, что дает и соответствующее изменение сознания. Это самый сложный период.
С 14-18 лет – подражательное поведение должно смениться внутренними убеждениями, опирающимися на представление о себе как о личности, существуют:
- потребность в самоутверждении;
- желание включиться жизнь общества;
- эмоциональная значимость в переживании себя как самостоятельного члена общества.
- потребность в волеизъявлении (теперь это не каприз, а требования к себе серьезного отношения)
- сильно влечение к общению в группах, где сильна ориентация на лидера.
- коллектив важен, ноне доминирует как эмоциональное воздействие на личность.
- проблемы в семье оказывают значительное влияние на личность.
Роль социально- педагогической деятельности в данном возрасте:
1. Очертить границы недозволенного, непорядочного, строго придерживаться правил.
2. В стенах учебного заведения моделировать конфликтные ситуации (спорт, фильмы и т.д.)
3. Косвенная коррекция поведения путем постановки достойных задач с возвышенными целями.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятие «средовая адаптация».
Что относится к факторам и признакам дезадаптации?
В чем заключаются особенности средовой адаптации в различные возрастные периоды?
В чем заключается роль родителей, педагога, социального педагога в процессе средовой адаптации личности?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки