Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
Социальная педагогика выделилась из педагогики, поэтому рассматривает те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой. Специфика этой области знаний отражена в понятии «социальная».
Понятием «социальный» объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей. Таким образом, социальная педагогика рассматривается как наука о воспитании и образовании в процессе включения подрастающего поколения в совместную жизнь в обществе. Объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности процесса вхождения ребенка в жизнь общества. Этот процесс определяется как социализация личности.
Социализация – это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение. Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.
Социальная педагогика– гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблем человека в среде, целостности формирования личности в среде, культуросообразности окружающей среды.
Задачи социальной педагогики:
1. Заложить основы социально-педагогического мировоззрения;
2. Определить место педагогики взаимоотношений личности, семьи и общества в современной концепции повышения качества жизни;
3. Вооружить будущих специалистов знанием фундаментальных педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики;
4. Способствовать личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека;
5. Способствовать укреплению нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме
К группе социальных задачв области физической культурыотносятся:
1. Укрепление здоровья;
2. Содействие нормальному физическому развитию;
3. Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях отдыха;
4. Укрепления здоровья и повышения работоспособности.
Социальная педагогика как отрасль знаний обладает рядом функций:
теоретико-познавательная функция выражается в систематизации научных знаний;
прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявления условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в педагогическом и психолого-педагогическом аспектах;
гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
.
Социальная педагогика является междисциплинарной областью научных исследований, рождается из педагогики, пользуется ее историческим наследием, использует педагогические методы и средства. Использует и некоторые социологические теории, методы и средства, поскольку изучает социализацию как часть общественных отношений. При этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства, технологии
Методы социальной педагогики.
Методы социальной педагогики социальной педагогики можно классифицировать, объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования– это способы получения научной информации с целью становления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования способствуют развитию и совершенствованию социальной педагогики как науки.
Социально-педагогическое исследование– процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации детей, теории и истории социальной педагогики, методике и технологии социально-педагогической деятельности.
Наиболее распространенным методами исследования в социальной педагогики являются:
- наблюдений (непосредственное, опосредованное, скрытое, непрерывное монографическое, узкоспециальное);
- эксперимент (констатирующий и формирующий);
- беседа, интервью, анкета;
- моделирование;
- метод изучения и обобщения передового педагогического опыта;
- ранжирование, шкалирование.
Вопросы для самоконтроля:
Что является предметом социальной педагогики?
Раскройте понятие «социальная педагогика», раскройте сущность задач социальной педагогики.
В чем заключаются функции социальной педагогики?
В чем вы видите прикладной характер социальной педагогики?
Дайте характеристику методам социально-педагогического исследования.
Какое значение имеет изучение социальной педагогики для специалиста по физической культуре и спорту?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки