logo
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.

Цель: Ознакомить студентов с современными проблемами социально-образовательного процесса учащейся молодежи. Ознакомить студентов с позитивными и негативными возможностями СМИ.

ПЛАН:

  1. Модель 1. «Стихийная социализация» и ее особенности.

  2. Модель 2. «Внешкольная социализация» как разновидность стихийной социализации.

  3. Модель 3. «Традиционная социализация». Ее школоцентричность.

  4. Модель 4. «Селекционная» социализация и ее жесткая дифференция учащихся.

  5. Модель 5. «Гуманистическая» социализация как преобразование педагогической системы, содействующей позитивной самореализации личности учащихся.

  6. Роль СМИ в формировании мировоззрения детей и подростков.

  7. СМК как фактор социализации личности и общества (многообразие информации без учета особенностей аудитории).

Основные понятия:

«Стихийная социализация» – становление взрослости происходит вне семьи и школы. Социальные институты не учитывают современные потребности молодежи. Досрочный уход из школы создает ситуацию риска, и приобщение молодежи к социальной жизни делается процессом мало управляемым. Иногда неблагоприятные социальные условия стимулируют позитивную активность молодежи и мобилизуют ее ресурсы.

«Внешкольная социализация» – разновидность стихийной социализации. Педагогические технологии направлены на интеллектуальное развитие учащихся и на качество базовых знаний.

Сферы личностного, эмоционального и социального образования и созревания предоставлены семье, церкви, неформальным группам и т.д.

Некоторые свои функции школа перекладывает на семью, говоря о сотрудничестве и партнерстве.

«Традиционная социализация». Модель школьцентрична. Представляет официальную идеологию.

Индивидуальность личности искореняется, формируется послушание и исполнительность. Личность рассматривается как пассивный продукт внешних воздействий.

«Селекционная» социализация направлена на жесткую дифференцию учащихся. Сейчас идет создание школ нового типа (гимназии, лицеи, специализированные), где идет строгий отбор кадров. Ориентация на учащихся способных усвоить сложный материал. «Обычные» школы оказываются на обочине общественного внимания. Школа включает детей в мир жесткой конференции. Возникает опасность «штамповки» ученических репутаций и социальной селекции.

«Гуманистическая» социализация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок, связанных с подготовкой молодежи, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Важнейшие признаки этой социализации: организация полноценной и разнообразной школьной жизни. Превращение школы из образовательного учреждения в школу социального типа; личностную направленность учебно-воспитательного процесса; перенос акцента на самовоспитание; установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и индивидов).

Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на большие рассредоточенные аудитории.

Педагогика средств массовой информации – педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека и человеческое общество.

Информационно-педагогическая культура– показатель воспитанности человека, проявление его отношения к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Медиа-образование (от лат. Media– средство) – изучение закономерностей массовой коммуникации.

Рассматривая СМИ как один из факторов социализации. Надо учитывать что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного СМИ.

Роль СМИ в социализации определяется обстоятельствами:

  1. СМИ определяют занятия людей в свободное время;

  2. СМИ выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь заходит о подростках. Для них телепросмотры, компьютер, прослушивание музыки становятся своеобразным компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении.

В результате исследований ученые пришли к выводу, что СМИ достаточно позитивно влияют на развитие человека. Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения. В работе на компьютере отмечают положительные эффекты:

- расширение контактов;

- порождение и реализация нового опыта;

- развитие процессов воображения;

- ускорение изучения иностранных языков.

Негативные:

- «синдром зависимости» от компьютера;

- сужение интересов;

- уход от реальности;

- социальная изоляция;

- ослабление эмоциональных реакций.

СМИ являясь одним из социальных институтов. Выполняют заказ общества и отдельных социальных групп, (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что СМИ оказывают относительно направленное влияние на социализацию. СМИ способствуют усвоению социальных норм и формированию ценностных ориентаций. Самоизменение человека под влиянием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный характер.

Задание 7: Приведите примеры положительного и отрицательного влияния СМИ на социализацию учащихся. Приведите социально-педагогические рекомендации для преодоления возможных трудностей воспитания.

Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.