Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
Детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил поведения, называют труднымими. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще и человеку и окружающему миру. Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Поэтому в рассмотрении девиации необходмо учитывать понятие – норма.
Психическая норма– общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. Социальная норма– предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей.
Какое поведение нужно считать нормальным, как следует определять отклонение. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо учитывать критерии, которые создают социальные и психические нормы.
Критерии, характеризующие норму психического здоровья:
- соответствие характера реакций внешним раздражителям;
- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
- способность к адаптации в микросоциальных отношениях;
- способность к самоуправлению собственным поведением;
- критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство, близких членов семьи и пр.
«Нормальный» человек»– это человек, соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от нормы могут иметь временный или постоянный характер и различную степень выраженности – от акцентуации до невротических состояний и деформаций личности.
Виды и формы девиаций рассматриваются в зависимости от субъекта (нарушающего), с точки зрения объекта (какая норма нарушена). Девиантное поведение может классифицироваться как индивидуальное или групповое.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных,
школьных). Это антидисциплинарный тип поведения.
Девиантное поведение может быть более или менее осознанным; иметь различные последствия; совершаться произвольно или импульсивно; иметь систематический или эпизодический, добровольный или принудительный характер.
Основные типы девиантного поведения:
▪ демонстрация, ▪ вызов (вызывающее поведение) ▪ отклонение от учебы, ▪уходы из дома, ▪ пьянство, ▪ агрессивность, ▪ наркомания, ▪суицид и др.
Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижении ребенком определенного возраста (когда подросток может быть привлечен к уголовной ответственности) .
Основные типы делинквентного поведения подростков:
▪ оскорбления, ▪ побои, ▪ садистские действия, ▪ поджоги, ▪ кражи, ▪ угоны автотранспорта, ▪ распространение и продажа наркотиков и др.
Оно выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной. Когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста, с которого наступает уголовная ответственность, служит основанием для возбуждения уголовного дела. Ему, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Как ни различны формы девиантного поведения подростков и юношей, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы, неблагополучные семьи ит.д.)
В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека – семье, группе и т.д.
Что касается индивидуально-личностных факторов, влияние юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка (юноши), тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым, однако с возрастом делинквентность у большинства подростков может прекращаться.
Рассмотрение различных видов девиаций основано, прежде всего, на поиске решений при организации помощи и поддержки подростку – социальной, психологической или медицинской.
Факторы, обусловливающие девиантное поведение подростков.
Известны многочисленные концепции девиантного поведения. Различные авторы по-разному рассматривают его причины. Одни утверждают, что все причины антиобщественного поведения надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности. Открытия генетики ориентируют на то, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека, определяют его судьбу. Однако современная наука не располагает данными о существовании прирожденных программ социального поведения человека. Тем более что сама социальная жизнь не представляет постоянной системы факторов – она сменяется быстрее, чем поколения людей сменяют друг друга.
Также девиантное поведение рассматривается как следствие психологических воздействий, часто уходящих корнями в детские переживания или же наоборот исследовательские подходы акцентируют внимание на внешних причинах поведенческих расстройств – результат научения, социальные проблемы, неблагополучные семьи.
Гуманистический подход, отклоняющееся поведение рассматривает как следствие искусственных препятствий, блокирующий потенциал роста и развития личности. Различные оценки причин позволяют указать ряд факторов девиантного поведения.
Основными факторами, обусловливающими девиантное поведение подростков являются: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностях организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:
а) генетические, выражающиеся в нарушении умственного развития, дефектах слуха и зрения, наличии телесных пороков, повреждениях нервной системы и пр.;
б) психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, новых видов энергии, приводящих к соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
в) физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, что вызывает негативное отношение со стороны окружающих.
2. Психологические факторы, в которые включается наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
3. Социально-педагогические факторы, выражаются в дефектах школьного, семейного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей. Такие дети бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, безразличны к оценкам.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на бедных и богатых, обнищание, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушением духовных ценностей, падении нравов, а также в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятия «девиации», «делинквентное» и «криминальное поведение».
Назовите различные виды девиаций.
Что относится к критериям норм психического здоровья личности?
Раскройте факторы девиантного поведения подростков.
Влияние каких факторов на ваш взгляд оказывает большее воздействие на личность подростка?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки