Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.
Наркомания – одно из самых разрушительных зол, получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Ежегодно на границах России задерживается несколько тонн перевозимых наркотиков, тогда, как всем известно, что доза этого зелья составляет миллиграммы.
Основными факторами, способствующими распространению наркотизма в обществе являются: неблагоприятные условия социальной жизни, отрицательное влияние ближайшего окружения, неконтролируемый характер проведения досуга молодежи, рост безработицы, низкий уровень социальной защищенности людей и др..
Экономический и нравственный кризис общества отрицательно сказывается на всех группах населения, в первую очередь, на молодежи.
Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменять одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости. Наркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы:
- возбуждающие (никотин, кофеин, кокаин, и др.);
- вызывающие депрессию (морфин, героин, кодеин, опийный мак, депрессанты и др.).
Психическое влечение к наркотикам имеет гораздо большее значение, чем физическое, так как наркоман стремиться испытать чувства и эмоции, которые ему дает наркотик. Еще раз, а не испытывает нужду в препарате, как, допустим, испытывал бы нужду в еде, если бы был голоден. Скорее, это можно назвать «эмоциональным голодом». Роль, которую наркотики играют для наркомана, можно сравнить с той ролью, которую телевизор играет для телезрителя, игра — для игрока, работа — для трудоголика. Наркотики — всего лишь один из способов отвлечься от проблем, которыми современный человек окружен в своей жизни, способ снять стресс.
С точки зрения социально-педагогической наиболее важным аспектом для педагогов и родителей будет являться своевременное понимание того, что подросток употребляет наркотики. Поэтому важно ознакомиться с теми внешними особенностями проявления поведения наркомана – внешним видом, состоянием, жаргоном, и пр..
Наркоман равнодушен к общественным делам, его ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его существования. Наркоманы стремятся приобщить к своему «увлечению» и других. Недаром наркоманию называют иногда эпидемическим неинфекционным заболеванием.
Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, лицо приобретает землистый оттенок, появляются также нарушения равновесия и координации движений. Развивающийся порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозировках. Необходимость постоянного их добывания толкает наркомана на путь преступления: кражи, взломы аптек, подделка рецептов и иногда, даже, убийства.
О том, что человек употребляет наркотики, свидетельствуют три основных признака: наличие сильного влечения к препаратам. Состояние наркотического опьянения, абстинентный синдром – крайне болезненное состояние, возникающее в результате прекращения приема наркотических средств, которое, снимается и облегчается только после введения наркотика.
Влечение к наркотикам возникает очень быстро, в отдельных случаях после первого употребления.
В предвкушении приема наркотика у людей возникает волнение, оживленность, неусидчивость, неспособность сосредоточиться, многоречивость.
Состояние опьянения напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта. Опьяневшие оживлены, веселы, общительны, болтливы, назойливы. В ряде случаев наблюдается заторможенность, отсутствие реагирования на обращение к ним, расстройства координации и пр. Когда действие препарата заканчивается, наркоманы становятся вялыми, безразличными, пребывают в дремотном, заторможенном состоянии или впадают в глубокий сон. В этом случае разбудить их чрезвычайно сложно. При многих видах наркомании отмечается чувство голода, повышенный аппетит, переходящий в прожорливость.
У хронических наркоманов отмечаются серьезные хронические заболевания жизненно важных органов.
В целом о наркомане можно говорить, что происходит распад личности – потеря мотивов и потребностей, интересов, интеллекта, отношений и пр.
Косвенными признаками, свидетельствующими о наличии фактов употребления или приготовления наркотиков являются:
- кофемолки, дуршлаги, прессы, газеты, тряпки загрязненный растительными частицами, тампоны, бинты пропитанные бурым веществом, специфические растительные и химические запахи, растворители, упаковки от средств бытовой химии, наличие кристаллического йода, марганцовки, питьевой соды;
- заметное исхудание;
- особенности в поведении курильщиков: группа затягивается от одной папиросы, курильщик делает одну две глубокие затяжки;
- использование жаргонных выражений.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятие «наркомания».
В чем вы видите причины подростковой наркомании?
Что является признаками наличия фактов употребления наркотиков?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки