Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
Происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические изменения привели к тому, что общество перешло от относительно стабильной фазы своей истории - к динамической фазе развития.
Противоречия переживаемого периода проявляются в том, что старые социально-политические и экономические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в процессе становления. Поэтому общество, как отдельная личность, находится в состоянии и неопределенности. С другой стороны, проявляются новые реалии жизни. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом.
Образование– сложная система, которая находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.
Такие идеи как демократизация и гуманизация образования, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества – все это позиции которые определяют направленность современного образования. В современной науке интенсивно разрабатываются нравственно-ценностные аспекты, дается установка на повышение внимания к проблемам экологии, природы, общества. В системе образования разрабатываются новые дисциплины: валеология, экология, акмеология, способствующие осознанию человеком собственной позиции в мире, его отношения к природе.
Определение новой парадигмы образования заботит не только российскую школу, но и педагогику всех развитых стран. Столкнувшись с проблемами экологическими, демографическими, экономическими люди начинают осознавать, что они живут в едином взаимосвязанном мире и что сохранение этого мира является важной задачей человечества. Ведущая тенденция развития современной науки – переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической тенденции. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии. Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой.
Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в современной массовой школе.
Роль школы в реализации идей образования.
Гуманизация– это общее направление, связанное с поисками школой конкретных путей решения этой проблемы. В самом общем виде, гуманистическая педагогика рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее право на развитие и на проявление индивидуальных способностей создание условий для ее творческой самореализации, - все это определяет общий гуманистический подход к обучению. Ориентация на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности предполагает и соответствующую стратегию деятельности учителя, создающего условия для реализации творческих сил ученика в системе его взаимодействия с другими учащимися.
Гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; он учится осмыслению; его любознательность поощряется; он свободен, выбирать содержание, формы и режим работы.
В процессе гуманизации образовательной деятельности, с одной стороны, существенно изменяется общая позиция ученика по отношению к учению, а с другой стороны – установки учителя, старающегося реализовать на практике гуманистические идеи и принципы. Провозглашение и реализация идей гуманизации происходило бы легко если бы было достаточно ввести один два учебных предмета, в которых бы обсуждались вопросы нравственности, общечеловеческих ценностей и гуманных отношений между людьми. В действительности же дело нужно коренное переосмысление образовательного процесса, что предполагает:
- развитие в образовательных структурах демократического стиля взаимоотношений между учителями и обучающимися;
- установление между самими учащимися отношений взаимопонимания, соучастия, содействия, ненасилия, основанных на гуманистических нормах морали;
- изменение образа мышления учащихся при изучении гуманитарных и естественных наук, основанного на понимании единства и целостности мира и роли человека в его сохранении.
Гуманистическая парадигма – изменение позиций учителя и ученика. Принцип гуманизма предполагает признание ценности личности ее право на свободу выбора и самореализацию. В процессе социализации человек интегрирует в общество, включается в общественные отношения. К ключевым понятиям, раскрывающим человечные отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимопонимание: эмоциональная отзывчивость, сострадание, взаимоподдержка, эмпатия, способность разделять мысли и чувства другого;
- взаимоуважение: способность принимать человека таким, какой он есть. Признавать его право на собственные убеждения и развиваться по собственному пути, отвечать за свои поступки;
- взаимодействие: сотрудничество, взаимопомощь, содействие.
Учитель и изменение его позиций.
Чтобы успешно осуществлять гуманистически-ориентированное обучение, учителю необходимо вырабатывать у себя систему новых установок.
Переход от авторитарного подхода к гуманистическому осуществится с изменением установок учителя. Исследования профессиональных установок авторитарных учителей, раскрывают отношения в системе «учитель-учащиеся»:
- учитель учит, а ученики учатся;
- учитель знает все, а ученики не знают ничего;
- учитель говорит, ученики пассивно слушают;
- учитель все продумывает сам;
- учитель наказывает, ученики подчиняются;
- учитель навязывает свой выбор ученикам;
- учитель действует, ученики подражают;
- учитель определяет содержание урока, ученики принимают его;
- учитель – авторитет, определяющий действия учеников;
- учитель является субъектом педагогического процесса, в то время как ученики являются объектом воздействия.
Новые ориентиры учителя в первую очередь акцентируются с точки зрения проявления таких качеств личности как открытость своим мыслям и переживаниям, способность адекватно их выражать в общении с другими, доброжелательное принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, эмпатия. Такой подход в первую очередь вызывает вопрос о том, как можно формировать или перестраивать личность учителя, но в данном случае речь должна идти именно о психолого – педагогической компетентности учителей соответствующей современному уровню подготовки. Формирование знаний в области психологической, социально-педагогической теории и практики, накопление опыта практического применения этих знаний в педагогическом взаимодействии. Однако, для формирования педагогической компетентности, особенно в рамках гуманистического подхода, необходимо учитывать исследования природы и структуры педагогической деятельности и педагогического мастерства, при первостепенном значение профессионально-педагогической направленности личности учителя. Где должна выявляться и учитыватьсягуманистическая направленность личности.
Доказана прямая связь между оценкой профессионально-педагогической направленности и компетентностью специалиста по физической культуре. Гуманистическая направленность, по определению является составляющей педагогического мастерства и системообразующим фактором в структуре личности.
Понятие гуманистическая направленность личности педагога рассматривается различными авторами с позиции теории отношений, как система гуманистических ценностей, а также как установки. Гуманистическая направленность личности понимается как ряд личностных установок педагога: связь установки на профессию и мотивационного комплекса, который содержит отношение к другому человеку как к ценности. Гуманистическую направленность определяют через систему гуманистических ценностей, которые реализуются в деятельности педагога и выражаются в открытости к диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия.
Гуманистическую направленность педагога рассматривают виде личностного смысла педагогической профессии как наиболее соответствующей достижению основных жизненных целей и выражающейся через систему положительных отношений индивида к детям, к профессии и к себе как субъекту педагогической деятельности, как систему отношений к миру, людям, себе самому, выражающиеся в общечеловеческих, гуманистических ценностях, которые являются мотивом деятельности и общения и реализуются в рамках гуманистического подхода к ребенку.
Данное свойство личности рассматривается как интегральное, определяющее успешность деятельности, стимулирующее развитие других профессионально значимых качеств личности. Важнейшим в содержании гуманистической направленности личности выступает система отношений к деятельности, людям, самому себе, показателями которых можно считать ценностные ориентации.
Под гуманным отношением к ребенку, людям понимается отношение к индивиду как к самоценности, в первую очередь уважение к нему, признание достоинств его личности, права на свободное развитие, эмпатийноекое отношение к ученикам (понимание внутреннего мира ребенка, его проблем), диалогизм – желание и умение видеть, слышать, излагать учебный материал как ответ на возникающие вопросы детей, заботу об их физическом и психическом здоровье.
Ученик и изменение его позиций.
В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного объекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность ученика не как традиционный информационно-рецептивный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня, помогая ученику понять личностный смысл решаемых проблем и задач. Успешность самостоятельного поиска ученика зависит от того, на сколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем. Таким образом, главная задача - найти условия для осуществления проблемно-методологической стратегии деятельности ученика.
Другая не менее важная задача педагога – способность включить ученика в качестве активного участника группового взаимодействия на основе творческого диалога в системе «учитель-ученик», «учитель-учащиеся». По существу, речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению.
Ожидаемые эффекты деятельности ученика: развитие человечных отношений к человеку, природе, обществу; способность к творческой самореализации; быть свободным и ответственным в учении; уметь видеть проблемы и оценивать их значимость; уметь осмысливать основания принимаемых решений, уметь работать в группе, овладевать культурой общения.
Таблица 5
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки