Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
Цель: Создать предпосылки для понимания сущности гуманистического подхода, посредством анализа понятий «ценности», «гуманистическая направленность личности», «гуманизм». Обосновать знания о влиянии ФК и С на становление личности.
ПЛАН
1.Сущность гуманистической парадигмы в педагогике.
2. Признаки социализации гуманистического типа.
3. Понятия ценности и направленность личности как предпосылки личности для осуществления гуманистического подхода.
4. Осуществление гуманистического подхода в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Гуманистическая парадигмавошла в образовательное пространство в России после 1991 года по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека, ставит в центр внимания развитие учтеника, его интеллектуальные потребности и: межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.
В основе гуманистической парадигмы:
- образования, а не субъект-объектные отношения (как у других модлей);
- развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность;
- формирует отношения по типу «субъект-субъект»;
- учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества сотворчества;
-диагностические изменения состояния «объекта» педагогического влияния служат средством отбора;
- низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека;
- пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений;
- меняется этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя нравственную ответственность за свободный выбор: той или иной позиции во взаимодействии.
- скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Для этого нужно как минимум уметь видеть и слышать другого;
- педагог получает возможность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с учеником.
В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, Обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?»
Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воздействий. В ее рамках существуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству, признание развитие ребенка главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет собственный поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания.
Считается, что гуманистическая парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка.
К важнейшим признакам социализации гуманистического типа можно отнести:
- организацию полноценной и разнообразной школьной жизни, охватывающую систему внутришкольных отношений, структуру управления ит.д. школу как «жизненную общность» учащихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе, неформальном общении;
- личностную направленность учебно-воспитательного процесса; реализацию обучения, в центре которого ученик с его потребностями интересами: открытость обучения, т.е. не следование строго намеченному плану, а активное подключение учащихся к планированию урока, совместный поиск оптимальных решений: сотрудничество. Частичный отказ от классно-урочной системы;
- изменение структуры школы – перенос акцента на самовоспитание и самоуправление, развитие и стимулирование процессов саморегуляции;
- установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей , групп и индивидов);
- способность институтов социализации к диалогу и сотрудничеству. Разработка организационных и правовых актов всех лиц, вовлеченных в воспитательный процесс: педагогов, родителей, преподавателей, местных органов, формирующихся финансово промышленных групп;
- становление педагогических сообществ, состоящих из учителей и родителей, объединенных общими установками и способных по мере развития жизнедеятельности демонстрировать учащимся продуктивные идеи сотрудничества;
- множественность и некоторую разсогласованность воспитательных воздействий, как условие развития автономии формирующейся личности.
«Гуманистическая» социализация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок, связанных с подготовкой молодежи, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Важнейшие признаки этой социализации: организация полноценной и разнообразной школьной жизни. Превращение школы из образовательного учреждения в школу социального типа; личностную направленность учебно-воспитательного процесса; перенос акцента на самовоспитание; установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и индивидов).
Задание 8:
Цель: Оценить взаимосвязь ценностей, направленности личности как предпосылок осуществления гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии.
Перед вами список, включающий жизненные ценности-цели. Пожалуйста, внимательно изучите его и выберите ту из ценностей, которая для Вас наиболее значима и необходима, чтобы чувствовать себя счастливым человеком в жизни, и поставьте СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т. Д.
Наименее значимая получит номер 20.
Саморазвитие (постоянное физическое и духовное совершенствование)
Познание (расширение своего образования, общей культуры)
Интересная работа
Материально обеспеченная жизнь
Развлечения
Возможность творчества в профессиональной деятельности
Самореализация в спорте
Карьера
Свобода, независимость в поступках суждениях
Общественное принятие
Здоровье учеников (психическое и физическое)
Хорошие отношения в коллективе
Развитие учеников ( физическое и духовное
Высокие результаты в спорте учеников
Уверенность в себе
Хорошие друзья
Внешность, хорошие манеры
Счастливая семейная жизнь, любовь
Здоровье (психическое и физическое)
Переживание прекрасного в природе искусстве
В результате проделанной работы ответьте на вопрос:
1. Являются ли ваши ценности предпосылками для реализации гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии?
2. В чем заключается гуманистическая направленность личности специалиста в области физической культуры?
Задание 9:
Цель: Закрепить знания о сущности гуманистической парадигмы в педагогике, на основе чего рассмотреть гуманистическую модель социализации личности. Провести сравнительный анализ возможностей реализации гуманистической парадигмы в школе и при занятиях ФК и С.
На основе представленных признаков традиционной парадигмы обучения охарактеризуйте парадигму гуманистическую. Ответьте на вопросы: Как отражаются занятия ФкиС на становлении личности в рамках традиционного и гуманистического подхода, есть ли разница? Какие компоненты деятельности специалиста по физической культуре нуждаются в коррекции для успешного осуществления гуманистического подхода?
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.
Таблица 6
Традиционная | Гуманистическая | Гуманистический подход в тренерской практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Учитель действует, ученики подражают
|
|
|
20. Учитель определяет содержание урока, ученики принимают его.
|
|
|
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки