1.1 Краткая характеристика.
Происхождение игры, ее место и роль в жизни человека, возможности эффективного использования для решения воспитательных и развивающих задач изучают философы, историки, этнографы, психологи, культурологи, педагоги. Уже античные философы, обращаясь к феномену игры, указывали на ее универсальность и значение в жизни людей. Аристотель, подчеркивая важность правильного отбора игр в воспитании детей, отмечал: «Игры эти должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека... должны подражать будущим серьезным занятиям». Платон, восхищенный удивительными свойствами игрового феномена, считал что «надо жить играя». Феномен игры, в понимании Платона, - это и максимальная добродетель, и мудрость, и блаженство, и забавное, и возвышенное, и трагическое. Проблема игры находит отражение и в трудах Фридриха Фребеля, Фридриха Шиллера, Константина Дмитриевича Ушинского, Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже. Так, Фребель, рассматривая игру как «естественный продукт истории», подчеркивает: игра «не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение». Шиллер утверждает, что человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Пиаже отмечает: игра - это мерило умственного развития ребенка.
Начало разработки теории игры связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Излагая свои взгляды, они касались игры только попутно, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с возникновением искусства. Спенсер и Шиллер рассматривали ее с позиций эстетического наслаждения. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел Вундт. Однако и он был склонен считать ее источником наслаждения. Одни исследователи (К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн) рассматривали ее как проявление воображения или фантазии, приводимых в движение разнообразными аффективными тенденциями. Другие исследователи (И.А. Сикорский, Дж. Дьюи) связывали игру с развитием мышления.
П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский и др. подчеркивали необходимость соблюдения правил соотношения психического и физического развития, отмечали вредные последствия раннего и быстрого развития умственных способностей при слабом физическом развитии. В связи с этим игра рассматривалась ими как важный фактор развития детей в дошкольном возрасте.
В дореволюционной русской психологии игра как вид деятельности подвергалась серьезному анализу с точки зрения ее роли и значения в детском развитии [1. С. 31]. Наряду с обсуждением теоретических основ игровой деятельности проводилась классификация детских игр, их типизация с точки зрения функционального значения.
Большое значение имели работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, К.В. Ельницкого, К.Д. Ушинско-го, Е.А. Покровского, А.С. Вирениуса [3. С. 27].
Наиболее значительные суждения об игре принадлежат Ушинскому и Сикорскому. К.Д. Ушинский подчеркивал ее значение для общего развития души, для развития личности и ее моральной стороны. И.А. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии и умственном воспитании.
Константин Дмитриевич Ушинский - известный российский педагог. По традиции своего времени он рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочными взгляды на детское воображение как на сильное, богатое и могучее. Ушинский отмечал особенность детской игры. «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь» [4]. Высоко оценивая ее значение для развития, он отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя - существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек, он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [4]. Ушинский указывал на большое значение игры в развитии и воспитании ребенка, не разрабатывая собственно теорию игры.
Иван Алексеевич Сикорский - выдающийся русский психиатр, психолог и педагог, чьи труды среди исследований дошкольного детства были наиболее значительными, но до сего дня остаются малоизученными.
Среди условий умственного развития Сикорский указал на исключительно важную роль игры. «За исключением сна и времени, потраченного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно употребляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами. С обучением ребенка речи к ним добавляется новое средство развития - беседа со взрослыми» [5].
В современной психологии игра рассматривается как основная деятельность детей, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, причем важнейшим является ее значение для развития мотивационно-потребностной сферы, интеллектуального развития и произвольного поведения. [6. С. 81]
Из современных западных исследователей игры отмечу голландского психолога и физиолога Фредерика Бойтендейка. Игру он рассматривает как развитие, установление новых форм деятельности, которые выступают в качестве необходимости в неустойчивых, постоянно меняющихся условиях существования. Специфические особенности игры Бойтендейк связывает, прежде всего, со своеобразием поведения людей лишь в детстве, рассматривая игру как особую форму именно детского поведения.
Безусловно, значимый вклад в развитие теории игры внесли отечественные ученые, прежде всего психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Л.С. Славина, B.C. Мухина, З.М. Богуславский, Г.П. Щедровицкий. Доказательство тому - важнейшие экспериментальные исследования, которые позволяют лучше понять феномен игры, ее роль в развитии личности в целом, «особенно в период детства» (С.Л. Рубинштейн), в качестве средства воспитания, обучения и развития ребенка.
Проблема игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта