logo
Айгуль

1.1 Краткая характеристика.

Происхождение игры, ее место и роль в жизни человека, возможности эффективного использования для решения воспитательных и развивающих задач изучают философы, историки, этнографы, психологи, культурологи, педагоги. Уже античные философы, обращаясь к феномену игры, указывали на ее универсальность и значе­ние в жизни людей. Аристотель, подчерки­вая важность правильного отбора игр в воспитании детей, отмечал: «Игры эти должны соответствовать достоинству сво­боднорожденного человека... должны под­ражать будущим серьезным занятиям». Платон, восхищенный удивительными свойствами игрового феномена, считал что «надо жить играя». Феномен игры, в понимании Платона, - это и максимальная добродетель, и мудрость, и блаженство, и забавное, и возвышенное, и трагическое. Проблема игры находит отражение и в трудах Фридриха Фребеля, Фридриха Шиллера, Константина Дмитриевича Ушинского, Зигмунда Фрейда, Жана Пиа­же. Так, Фребель, рассматривая игру как «естественный продукт истории», подчер­кивает: игра «не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значе­ние». Шиллер утверждает, что человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда игра­ет. Пиаже отмечает: игра - это мерило ум­ственного развития ребенка.

Начало разработки теории игры свя­зывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Изла­гая свои взгляды, они касались игры только попутно, как одного из самых распростра­ненных явлений жизни, связывая ее проис­хождение с возникновением искусства. Спенсер и Шиллер рассматривали ее с пози­ций эстетического наслаждения. Ближе все­го к пониманию возникновения игры подо­шел Вундт. Однако и он был склонен счи­тать ее источником наслаждения. Одни исследователи (К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн) рассматривали ее как проявление воображения или фантазии, приводимых в движение разнообразными аффективными тенден­циями. Другие исследователи (И.А. Си­корский, Дж. Дьюи) связывали игру с раз­витием мышления.

П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский и др. подчеркивали необходимость соблюдения правил соотношения психического и фи­зического развития, отмечали вредные по­следствия раннего и быстрого развития умственных способностей при слабом фи­зическом развитии. В связи с этим игра рассматривалась ими как важный фактор развития детей в дошкольном возрасте.

В дореволюционной русской психоло­гии игра как вид деятельности подверга­лась серьезному анализу с точки зрения ее роли и значения в детском развитии [1. С. 31]. Наряду с обсуждением теоретических ос­нов игровой деятельности проводилась классификация детских игр, их типизация с точки зрения функционального значе­ния.

Большое значение имели работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, К.В. Ельницкого, К.Д. Ушинско-го, Е.А. Покровского, А.С. Вирениуса [3. С. 27].

Наиболее значительные суждения об игре принадлежат Ушинскому и Сикорскому. К.Д. Ушинский подчеркивал ее зна­чение для общего развития души, для раз­вития личности и ее моральной стороны. И.А. Сикорский отмечал роль игры в умст­венном развитии и умственном воспита­нии.

Константин Дмитриевич Ушинский - известный российский педагог. По тради­ции своего времени он рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и счи­тал ошибочными взгляды на детское вооб­ражение как на сильное, богатое и могучее. Ушинский отмечал особенность детской игры. «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь» [4]. Высоко оценивая ее значение для раз­вития, он отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложнос­ти ее явлений и интересов. В действитель­ной жизни дитя - существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек, он пробует свои силы и самостоятельно рас­поряжается своими же созданиями» [4]. Ушинский указывал на большое значение игры в развитии и воспитании ребенка, не разрабатывая собственно теорию игры.

Иван Алексеевич Сикорский - выдаю­щийся русский психиатр, психолог и педа­гог, чьи труды среди исследований до­школьного детства были наиболее значительными, но до сего дня остаются мало­изученными.

Среди усло­вий умственного развития Сикорский ука­зал на исключительно важную роль игры. «За исключением сна и времени, потрачен­ного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно упо­требляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». «Главнейшим пособием или орудием умст­венного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, ко­торую обыкновенно называют играми и за­бавами. С обучением ребенка речи к ним добавляется новое средство развития - бе­седа со взрослыми» [5].

В современной психологии игра рассматривается как ос­новная деятельность детей, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, при­чем важнейшим является ее значение для развития мотивационно-потребностной сферы, интеллектуального развития и про­извольного поведения. [6. С. 81]

Из современных западных исследовате­лей игры отмечу голландского психолога и физиолога Фредерика Бойтендейка. Иг­ру он рассматривает как развитие, установ­ление новых форм деятельности, которые выступают в качестве необходимости в не­устойчивых, постоянно меняющихся усло­виях существования. Специфические осо­бенности игры Бойтендейк связывает, прежде всего, со своеобразием поведения людей лишь в детстве, рассматривая игру как особую форму именно детского поведе­ния.

Безусловно, значимый вклад в развитие теории игры внесли отечественные уче­ные, прежде всего психологи А.Н. Леонть­ев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Л.С. Слави­на, B.C. Мухина, З.М. Богуславский, Г.П. Щедровицкий. Доказательство тому - важнейшие экспериментальные исследо­вания, которые позволяют лучше понять феномен игры, ее роль в развитии личнос­ти в целом, «особенно в период детства» (С.Л. Рубинштейн), в качестве средства воспитания, обучения и развития ребенка.

Проблема игры как основного вида де­ятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в пси­хологии и педагогике.