logo
Айгуль

I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта

Занятие 1

Цель: Учить дифференцировать эмоци­ональный мир человека по мимике, жес­там, пантомимике.

Содержание: Знакомство со сказочны­ми героями: беседа о добрых и злых людях; тренинг эмоций: рисование на тему «Доб­рый и злой»: игра «Волшебная подушка».

Занятие 2

Цель: Учить понимать настроение дру­гого человека, знакомить со способами уп­равления и регуляции настроения.

Содержание: Диагностика настроения детей; игра «Волшебный мешочек»; уп­ражнение «Расскажи о своем настроении»: текст для прослушивания; совместное пе­ние; игра «Сиамские близнецы».

Занятие 3

Цель: Знакомить со способами выраже­ния отрицательных эмоций и управления ими.

Содержание: Выставка картин; игра «Жу-жа»; беседа с детьми; упражнение-тренинг; рисунок на тему «Злость»; игра «Трио».

Занятие 4

Цель: Учить понимать эмоциональное состояние людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состо­яний.

Содержание: Знакомство с Бабой Ягой; тренинг эмоций; упражнение «Угадай на­строение Бабы Яги»; рисование Бабы Яги; игра «Голосование».

Занятие 5

Цель: Знакомить с конструктивными спо­собами разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание: Беседа о ссоре; тренинг эмоций; проблемная ситуация; рисование; игра «Кого не хватает?».

Занятие 6

Цель: Закреплять знание правил добро­желательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям.

Содержание: Цветопись настроения; просмотр мультфильма «Первый раз»; иг­ра «Тень»; тренинг эмоций; игра «Смеш­ное приветствие».

II этап. Эмоциональное развитие

Занятие 1

Цель. Стимулировать желание оказать по­мощь, утешить, развивать чувство доброты.

Содержание. Поведенческий тренинг; упражнение «Негаданная радость»; рисо­вание; игра в цветы; игра «Друг к дружке».

Занятие 2

Цель. Развивать стремление к друже­любию по отношению к другим; развивать положительную самооценку.

Содержание. Просмотр мультфильма «Варежка»; чтение стихотворения; про­слушивание рассказа; тренинг эмоций; ри­сование; игра «Я - Алла Пугачева».

Занятие 3

Цель. Формировать адекватное поведе­ние и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

Содержание. Тренинг эмоций; анализ конфликтных ситуаций; прослушивание рас­сказа; беседа по рассказу; игра «Рукавички».

Занятие 4

Цель. Учить управлять своими эмоция­ми в конфликтной ситуации.

Содержание. Дискуссия; чтение рас­сказов; поведенческий тренинг; игры «Па­дающая башня», «Липучка».

Занятие 5

Цель. Формировать осознанное отно­шение к социальным нормам поведения.

Содержание. Чтение стихотворения; рассматривание иллюстраций; тренинг эмоций; игра «По кочкам»; рисование «Дорисуй картину»; игра «Кенгуру».

Занятие 6

Цель. Формировать позицию ненаси­лия; развивать воображение и умение сни­мать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.

Содержание. Тренинг эмоций; сочине­ние новой версии мультфильма «Ну, пого­ди!»; поведенческий тренинг; игры «Хоро­шо-плохо», «Пазлы».

Занятие «Звуки музыки»

Занятие начинается под веселую музыку (например, пьеса В. Адигезалова «Мне очень весело»). Детям предлагают опреде­лить характер мелодии и эмоции, которые они испытывали, слушая ее, а также пере­дать эмоциональное состояние, соответству­ющее настроению музыкального произведе­ния: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть.

•   Опишите настроение мелодии.

•   Что вы чувствовали, когда слушали

эту музыку?

Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным, и предлагает послушать фрагмент другого музыкального произведения про­тивоположного характера - «сердитого», а потом передать мимикой свои эмоции, возникшие в этот момент (дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы).

•    Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?

•    Какая музыка вам больше понрави­лась? Почему?

Занятие «Знакомство со сказочными персонажами»

Педагог. В жизни каждого человека бы­вают ситуации, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, за­висть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в своих цепких лапах. Человек ста­новится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот какой случай произошел с одним волшебником.

Игровая ситуация

В гости к детям приходят два волшебни­ка: добрый и злой. Они будут совершать разные поступки. В качестве игровых атри­бутов можно использовать рисунки с изоб­ражением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой вол­шебник добрый, а какой злой (по мимике), и читают стихи от лица доброго и злого.

А я с улыбкой не дружу И лишь обидам рад. Я гневом, злостью дорожу, Кусаю всех подряд. Не пожалею никогда, Нигде и никого. Люблю на свете я всегда Себя лишь одного.

Я слабым помогать готов, Попавшим вдруг в беду, Всегда приветлив и здоров И правду говорю.

Не жадничаю никогда, Жалею я других. Ошибки всем прощу всегда - Забуду я о них. С улыбкой я всегда дружу, Всегда гостям я рад. Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят.

Беседа о добрых и злых людях

Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения кота Леопольда»

(Доктор предлагает коту выпить таб­летку «озверина», чтобы тот смог «усми­рить» несносных мышат.)

Обсуждение

Тренинг эмоций

Детям предлагают показать шаловли­вых мышат; сердитых мышат; веселых мы­шат. По окончании тренинга детей подводят к выводу:

Занятие. Рисование «Добрый и злой»

Волшебники показывают детям свои не­законченные портреты (пиктограммы) и предлагают их дорисовать. Во время рисо­вания взрослый обращает внимание детей на необходимость передать эмоциональное состояние каждого из волшебников.

По окончании работы дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят. В конце занятия добрый волшеб­ник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка».

Занятие «Ссора»

На дне «волшебной тарелочки» взрос­лый «замечает» картинку (две девочки) и показывает ее детям.

Поссорились

Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!».

Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов примирения:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!».

Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Тренинг эмоций

Затем взрослый знакомит детей с безо­шибочным правилом примирения: «Друж­ив начинается с улыбки...».

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие по кругу дети берутся за руки, [смотрят соседу в глаза и молча дарят ему [самую добрую улыбку (по очереди).

Проблемная ситуация

(для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях)

Наташа с Леной играли в мяч. Неожи­данно он покатился в лужу. Лена хотела достать его, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеять­ся, а Лена горько заплакала.

В конце беседы взрослый делает обоб­щение:

- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе». Почаще улыбай­тесь, это поможет вам избежать ссор!

Рисование на тему «Бабочки»

Взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и тем, кто сейчас в ссо­ре, - бабочки помогут помириться. В конце занятия звучит песня «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк».

Занятие. Чувства одинокого человека

В начале занятия педагог выясняет на­строение детей: предлагает выбрать лис­ток бумаги любого цвета и повесить его на одно из двух деревьев - «Радость» и «Пе­чаль». (Цвет бумаги дети выбирают сами, что позволяет взрослому определить их настроение.)

Цветопись настроения:

Педагог обращает внимание на общий фон настроения. (На каком дереве больше листьев?) Выясняет причину печали, грус­ти или тревоги.

Далее педагог проверяет степень усвое­ния детьми правил доброжелательного по­ведения.

На дне «волшебной тарелочки» взрос­лый находят записку с просьбой помочь девочкам: «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила...»

Педагог выслушивает ответы всех де­тей, выбирает наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации и предлагает разыграть эту сценку.

- Когда люди не умеют общаться с други­ми, они грубят им, оскорбляют, не хотят ус­тупить, и это часто приводит к тому, что они остаются одни. Как вы думаете почему?

которому нравилось играть с собственной тенью. Что из этого получилось, вы сами увидите.

Просмотр мультфильма «Первый раз»

Утенок Кряк дружил только со своей тенью и был этим очень доволен. Выйдя во двор, он обрызгал водой цыпленка, ударил мячом козленка. Однажды утенок случай­но упал в яму, и на помощь ему пришли те, кого он раньше обижал. Тогда Кряк пере­стал дружить с тенью и начал играть с вер­ными друзьями.

Игра «Тень»

- Я предлагаю поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться с нею дру­жить, а для того, чтобы быть вниматель­ным к другим людям.

Дети разбиваются на пары: один испол­няет роль человека, другой - его тени. Че­ловек делает любые движения, тень повто­ряет их, действуя в том же ритме.

Игра «Закончи предложение»

Тренинг эмоций

Детям предлагают улыбнуться, как че­ловек, испытывающий радость; позлиться, как рассерженный человек; погрустить, как осенний дождик.

«Я знаю еще одного героя мультфильма "Летучий корабль", которому очень одино­ко» (звучит песня «А мне летать охота!», муз. М. Дунаевского).

Педагог предлагает детям нарисовать волшебную рыбку, с которой Водяной мог бы подружиться.

Занятие «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»

Взрослый показывает Волшебную кни­гу, в которую дети будут записывать доб­рые поступки. Беседует с ними о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записы­вает в Волшебную книгу.

К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен. Взрослый обращает вни­мание на Антошку:

- Что случилось? Ты чем-то расстроен?

Антошкина история.

- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убе-галки-догонялки. -    Можно мне с вами поиграть? - спро­сил я ребят. - Чур, я буду убегалкой! -    Нет уж! - ответили ребята. - Если хо­чешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сна­чала побудь догонялкой. Я обиделся и ушел. Но потом, когда ог­лянулся и увидел, как весело играют ребя­та и как быстро они превращаются в убегалку, мне стало грустно. Я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...

- Но почему же ты грустишь?

-  Потому что я не вернулся. Не вернулся из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

Взрослый, успокаивая Антошку, обра­щается к детям с просьбой ему помочь.

Дискуссия с детьми

- Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?

Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»

Катя подошла к своему столу - и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разброса­ны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

-  Алеша! - закричала Катя. - Алеша! - И, за­крыв лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

-  Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но бра­тишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на де­рево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

-   Заплакала! Из-за каких-то красок запла­кала!

-   Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Ка­тя. - Еще как заплачешь!

-   Это я-то заплачу? - Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня!

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломи­лась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу за­была свои испорченные краски и ссору с бра­том.

-  Алеша! - кричала она. - Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

-  Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажму­рился.

-  Не можешь? - испуганно спрашивала Ка­тя, ощупывая Алешины колени. - Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

-  Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

-  Что, не можешь стоять? - спросила Катя. Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.

-  Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

Взрослый выслушивает мнения всех де­тей, после чего лучший вариант обыгрывается.

Поведенческий тренинг

Дети распределяются на пары и демон­стрируют выход из конфликтной ситуа­ции. Взрослый подводит детей к осозна­нию нравственной сущности поступков:

Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:

Игра «Падающая башня»

Педагог предлагает поиграть в игру, ко­торая помогает избавиться от злости, оби­ды и дает возможность повеселиться.

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого - штурмуя башню, за­прыгнуть на нее и издать победный крик типа «А-а-а!», «Ура!» И т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый ребенок может сам по­строить себе башню такой высоты, кото­рую, как ему кажется, он способен поко­рить. После каждого штурма «болельщи­ки» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

Рисование «Дерево радости»

Педагог раздает детям контурные изоб­ражения дерева и наборы цветных каран­дашей. Задача - передать «настроение» де­рева.

В конце занятия дети поют песню.

Пусть падают капли

Если дождик идет - не значит, Будто туча от горя плачет. Просто хочется доброй туче, Чтоб росли мы быстрей и лучше. Пусть падают капли, А мы веселимся! Ни капли, ни капли Дождя не боимся! Как услышим раскаты грома, Так вприпрыжку бегом из дома! Мы с дождем, как и с солнцем, дружим, Ну-ка, все босиком по лужам! От последней упавшей капли Вспыхнет радуга пусть внезапно! На умытой дождем планете Пусть от радости пляшут дети! [25. С. 89]

Приложение № 2

Список группы

возраст на 1. 12. 11

1. Хазов Женя

4.5

2. Шакирова Гульнара

4.2

3. Астахов Миша

4.8

4. Мюристая Стасик

4.9

5. Латыпов Тимур

4.10

6. Соколова Ульяна

4.2

7. Шарифуллин Владик

4.10

8. Горожанкина Ангелина

4.3

9. Леготина Инна

4.7

10. Михайлов Никита

4.9

11. Комарова Катя

4.5

12. Клещенова Лариса

4.8

13. Потапов Саша

4.1

14. Башкирцев Антон

4.1

15. Нафиков Марсель

4.3

16. Галлямов Марат

4.2

17. Сунагатуллина Гульнара

4.4

18. Гордеев Ваня

4.7

19. Глухова Инна

4.6

20. Усманова Зиля

4.2

95