I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта
Занятие 1
Цель: Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
Содержание: Знакомство со сказочными героями: беседа о добрых и злых людях; тренинг эмоций: рисование на тему «Добрый и злой»: игра «Волшебная подушка».
Занятие 2
Цель: Учить понимать настроение другого человека, знакомить со способами управления и регуляции настроения.
Содержание: Диагностика настроения детей; игра «Волшебный мешочек»; упражнение «Расскажи о своем настроении»: текст для прослушивания; совместное пение; игра «Сиамские близнецы».
Занятие 3
Цель: Знакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Содержание: Выставка картин; игра «Жу-жа»; беседа с детьми; упражнение-тренинг; рисунок на тему «Злость»; игра «Трио».
Занятие 4
Цель: Учить понимать эмоциональное состояние людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний.
Содержание: Знакомство с Бабой Ягой; тренинг эмоций; упражнение «Угадай настроение Бабы Яги»; рисование Бабы Яги; игра «Голосование».
Занятие 5
Цель: Знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание: Беседа о ссоре; тренинг эмоций; проблемная ситуация; рисование; игра «Кого не хватает?».
Занятие 6
Цель: Закреплять знание правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям.
Содержание: Цветопись настроения; просмотр мультфильма «Первый раз»; игра «Тень»; тренинг эмоций; игра «Смешное приветствие».
II этап. Эмоциональное развитие
Занятие 1
Цель. Стимулировать желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты.
Содержание. Поведенческий тренинг; упражнение «Негаданная радость»; рисование; игра в цветы; игра «Друг к дружке».
Занятие 2
Цель. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; развивать положительную самооценку.
Содержание. Просмотр мультфильма «Варежка»; чтение стихотворения; прослушивание рассказа; тренинг эмоций; рисование; игра «Я - Алла Пугачева».
Занятие 3
Цель. Формировать адекватное поведение и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
Содержание. Тренинг эмоций; анализ конфликтных ситуаций; прослушивание рассказа; беседа по рассказу; игра «Рукавички».
Занятие 4
Цель. Учить управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Содержание. Дискуссия; чтение рассказов; поведенческий тренинг; игры «Падающая башня», «Липучка».
Занятие 5
Цель. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Содержание. Чтение стихотворения; рассматривание иллюстраций; тренинг эмоций; игра «По кочкам»; рисование «Дорисуй картину»; игра «Кенгуру».
Занятие 6
Цель. Формировать позицию ненасилия; развивать воображение и умение снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.
Содержание. Тренинг эмоций; сочинение новой версии мультфильма «Ну, погоди!»; поведенческий тренинг; игры «Хорошо-плохо», «Пазлы».
Занятие «Звуки музыки»
Занятие начинается под веселую музыку (например, пьеса В. Адигезалова «Мне очень весело»). Детям предлагают определить характер мелодии и эмоции, которые они испытывали, слушая ее, а также передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть.
• Опишите настроение мелодии.
• Что вы чувствовали, когда слушали
эту музыку?
Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным, и предлагает послушать фрагмент другого музыкального произведения противоположного характера - «сердитого», а потом передать мимикой свои эмоции, возникшие в этот момент (дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы).
• Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?
• Какая музыка вам больше понравилась? Почему?
Занятие «Знакомство со сказочными персонажами»
Педагог. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в своих цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот какой случай произошел с одним волшебником.
Игровая ситуация
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они будут совершать разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой (по мимике), и читают стихи от лица доброго и злого.
А я с улыбкой не дружу И лишь обидам рад. Я гневом, злостью дорожу, Кусаю всех подряд. Не пожалею никогда, Нигде и никого. Люблю на свете я всегда Себя лишь одного.
Я слабым помогать готов, Попавшим вдруг в беду, Всегда приветлив и здоров И правду говорю.
Не жадничаю никогда, Жалею я других. Ошибки всем прощу всегда - Забуду я о них. С улыбкой я всегда дружу, Всегда гостям я рад. Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят.
Беседа о добрых и злых людях
Кого называют добрым?
Кого называют злым?
Как ведут себя добрые люди?
А как ведут себя злые люди?
Какие слова говорят добрые люди?
Какие слова говорят злые люди?
Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
Кого из героев фильмов или мультфильмов вы считаете злыми? Объясните почему.
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(Доктор предлагает коту выпить таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)
Обсуждение
Что случилось с добрым котом Леопольдом?
Как вел себя Леопольд, пока действовал «озверин»?
Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
Тренинг эмоций
Детям предлагают показать шаловливых мышат; сердитых мышат; веселых мышат. По окончании тренинга детей подводят к выводу:
Каким лучше быть: добрым или злым?
Занятие. Рисование «Добрый и злой»
Волшебники показывают детям свои незаконченные портреты (пиктограммы) и предлагают их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на необходимость передать эмоциональное состояние каждого из волшебников.
По окончании работы дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят. В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка».
Занятие «Ссора»
На дне «волшебной тарелочки» взрослый «замечает» картинку (две девочки) и показывает ее детям.
Я хочу познакомить вас с двумя подругами: Олей и Леной. Посмотрите на выражения их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!».
Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
Что чувствуют те, кто ссорится?
Можно ли обойтись без ссор?
Как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов примирения:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!».
Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Тренинг эмоций
Давайте с помощью мимики и движений тела изобразим подружек, которые повторились.
Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
Когда вы с кем-нибудь ссоритесь, вам сразу же хочется помириться?
Как вы миритесь со своими близкими, друзьями?
Затем взрослый знакомит детей с безошибочным правилом примирения: «Дружив начинается с улыбки...».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие по кругу дети берутся за руки, [смотрят соседу в глаза и молча дарят ему [самую добрую улыбку (по очереди).
Проблемная ситуация
(для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях)
Наташа с Леной играли в мяч. Неожиданно он покатился в лужу. Лена хотела достать его, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Почему заплакала Лена?
Правильно ли поступила Наташа?
Как бы вы поступили на ее месте?
Поможем девочкам помириться.
В конце беседы взрослый делает обобщение:
- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе». Почаще улыбайтесь, это поможет вам избежать ссор!
Рисование на тему «Бабочки»
Взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и тем, кто сейчас в ссоре, - бабочки помогут помириться. В конце занятия звучит песня «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк».
Занятие. Чувства одинокого человека
В начале занятия педагог выясняет настроение детей: предлагает выбрать листок бумаги любого цвета и повесить его на одно из двух деревьев - «Радость» и «Печаль». (Цвет бумаги дети выбирают сами, что позволяет взрослому определить их настроение.)
Цветопись настроения:
красный цвет - восторг;
оранжевый - радость, веселье;
желтый - мне приятно;
зеленый - спокойное настроение;
синий - грустное настроение, неуверенность;
фиолетовый - тревожное настроение;
черный - унылое настроение;
белый - состояние страха.
Педагог обращает внимание на общий фон настроения. (На каком дереве больше листьев?) Выясняет причину печали, грусти или тревоги.
Далее педагог проверяет степень усвоения детьми правил доброжелательного поведения.
На дне «волшебной тарелочки» взрослый находят записку с просьбой помочь девочкам: «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила...»
Что ответила Катя? Почему?
Как поступила Катя? Почему?
Педагог выслушивает ответы всех детей, выбирает наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации и предлагает разыграть эту сценку.
- Когда люди не умеют общаться с другими, они грубят им, оскорбляют, не хотят уступить, и это часто приводит к тому, что они остаются одни. Как вы думаете почему?
Хорошо ли человеку быть одному?Я знаю героя одного мультфильма,
которому нравилось играть с собственной тенью. Что из этого получилось, вы сами увидите.
Просмотр мультфильма «Первый раз»
Утенок Кряк дружил только со своей тенью и был этим очень доволен. Выйдя во двор, он обрызгал водой цыпленка, ударил мячом козленка. Однажды утенок случайно упал в яму, и на помощь ему пришли те, кого он раньше обижал. Тогда Кряк перестал дружить с тенью и начал играть с верными друзьями.
С кем (с чем) дружил утенок?
Как вы думаете, интересно играть только со своей тенью? Почему?
Что чувствовал утенок, когда упал в яму?
Кто выручил его из беды?
Как бы вы назвали цыпленка? Козленка?
Игра «Тень»
- Я предлагаю поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться с нею дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.
Дети разбиваются на пары: один исполняет роль человека, другой - его тени. Человек делает любые движения, тень повторяет их, действуя в том же ритме.
Игра «Закончи предложение»
Я обижаюсь, когда...
Я сержусь, когда...
Я радуюсь, когда...
Я грущу, когда...
Тренинг эмоций
Детям предлагают улыбнуться, как человек, испытывающий радость; позлиться, как рассерженный человек; погрустить, как осенний дождик.
«Я знаю еще одного героя мультфильма "Летучий корабль", которому очень одиноко» (звучит песня «А мне летать охота!», муз. М. Дунаевского).
Педагог предлагает детям нарисовать волшебную рыбку, с которой Водяной мог бы подружиться.
Занятие «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»
Взрослый показывает Волшебную книгу, в которую дети будут записывать добрые поступки. Беседует с ними о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.
К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен. Взрослый обращает внимание на Антошку:
- Что случилось? Ты чем-то расстроен?
Антошкина история.
- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убе-галки-догонялки. - Можно мне с вами поиграть? - спросил я ребят. - Чур, я буду убегалкой! - Нет уж! - ответили ребята. - Если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой. Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело играют ребята и как быстро они превращаются в убегалку, мне стало грустно. Я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
- Но почему же ты грустишь?
- Потому что я не вернулся. Не вернулся из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.
Дискуссия с детьми
- Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?
Приходилось ли вам обижаться?
На кого вы обижаетесь чаще всего?
Что вам хочется сделать с обидчиком?
Хотелось ли вам отомстить обидчику?
Что вы делали, чтобы отомстить?
Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»
Катя подошла к своему столу - и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алеша! - закричала Катя. - Алеша! - И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Катя. - Еще как заплачешь!
- Это я-то заплачу? - Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алеша! - кричала она. - Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
- Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь? - испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени. - Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять? - спросила Катя. Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
Из-за чего Катя обиделась на Алешу?
Как Катя отомстила брату?
К чему привело желание Кати отомстить брату?
Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?
Что чувствовал Алеша?
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Взрослый выслушивает мнения всех детей, после чего лучший вариант обыгрывается.
Поведенческий тренинг
Дети распределяются на пары и демонстрируют выход из конфликтной ситуации. Взрослый подводит детей к осознанию нравственной сущности поступков:
Маленькие дети еще многого не знают, поэтому им нужна помощь.
Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:
Если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй, расскажи - вместе будет интереснее.
Игра «Падающая башня»
Педагог предлагает поиграть в игру, которая помогает избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого - штурмуя башню, запрыгнуть на нее и издать победный крик типа «А-а-а!», «Ура!» И т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый ребенок может сам построить себе башню такой высоты, которую, как ему кажется, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».
Рисование «Дерево радости»
Педагог раздает детям контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей. Задача - передать «настроение» дерева.
А это дерево раскрась так, чтобы получилось Дерево радости.
В конце занятия дети поют песню.
Пусть падают капли
Если дождик идет - не значит, Будто туча от горя плачет. Просто хочется доброй туче, Чтоб росли мы быстрей и лучше. Пусть падают капли, А мы веселимся! Ни капли, ни капли Дождя не боимся! Как услышим раскаты грома, Так вприпрыжку бегом из дома! Мы с дождем, как и с солнцем, дружим, Ну-ка, все босиком по лужам! От последней упавшей капли Вспыхнет радуга пусть внезапно! На умытой дождем планете Пусть от радости пляшут дети! [25. С. 89]
Приложение № 2
Список группы | возраст на 1. 12. 11
|
1. Хазов Женя | 4.5 |
2. Шакирова Гульнара | 4.2 |
3. Астахов Миша | 4.8 |
4. Мюристая Стасик | 4.9 |
5. Латыпов Тимур | 4.10 |
6. Соколова Ульяна | 4.2 |
7. Шарифуллин Владик | 4.10 |
8. Горожанкина Ангелина | 4.3 |
9. Леготина Инна | 4.7 |
10. Михайлов Никита | 4.9 |
11. Комарова Катя | 4.5 |
12. Клещенова Лариса | 4.8 |
13. Потапов Саша | 4.1 |
14. Башкирцев Антон | 4.1 |
15. Нафиков Марсель | 4.3 |
16. Галлямов Марат | 4.2 |
17. Сунагатуллина Гульнара | 4.4 |
18. Гордеев Ваня | 4.7 |
19. Глухова Инна | 4.6 |
20. Усманова Зиля | 4.2 |
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта