logo
Айгуль

3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.

В ходе экспериментального исследования сотрудниками лаборатории психологии дошкольного возраста Психологического института РАО был проведён анализ индивидуальных вариантов отношения дошкольника к сверстнику. При выделении различных типов отношения к сверстнику они опирались главным образом на показатели просоциального поведения и эмоциональной вовлечённости ребёнка в действия и переживания сверстника.

Эти показатели отражали эмоционально-практический аспект отношений и выявлялись в четырёх проблемных ситуациях. В результате анализа было выделено пять типов отношения к сверстнику:

1) индифферентное;

2) эгоистическое;

3) конкурентное;

4) альтруистическое;

5) неустойчивое.

Была проведена качественная характеристика каждого из перечисленных типов.

1) Индифферентное отношение проявляется в том, что ребёнок достаточно часто демонстрирует просоциальное поведение по отношению к сверстнику: дарит ему лучшую открытку, делится палочками для совместной игры и т. д. Но такое просоциальное поведение ребёнка никак не подкрепляется эмоционально. Все действия совершаются ребёнком молча, спокойно и совершенно равнодушно, В экспериментальных ситуациях ребёнок с таким типом отношения практически не интересовался действиями сверстника, никак не реагировал на его успехи или неудачи и даже не смотрел на него. Замечания взрослого в адрес сверстника также не вызывали никакой реакции. Для таких детей характерны низкий уровень общительности и неустойчивая направленность в общении.

2) Эгоистическое отношение. Для этого типа отношения было также характерно полное отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Дети не обращали внимания на действия других, были равнодушны к их успехам и промахам. Но в отличие от предыдущего типа все проблемные ситуации этими детьми решались в свою пользу: они забирали обе открытки себе, никогда не уступали очереди в игре, не делились палочками и т. д. Чаще всего такие дети обращали внимание на сверстника только тогда, когда он им мешал и препятствовал осуществлению их действий. Нередко они навязывали свой замысел сверстнику и пытались руководить им. Чаще всего такие дети демонстрировали достаточно высокий ровень общительности с устойчивой направленностью на себя.

3) Конкурентное отношение. Для этого типа отношения было характерно стремление к индивидуальным достижениям в условиях противоборства со сверстником. Ребёнок с таким типом отношения пытается утвердиться в глазах взрослого или других детей за счёт сверстника, стремится подчеркнуть или подтвердить своё превосходство над ним. Поэтому все решения принимаются обычно в свою пользу. Этот тип отношений отличают насыщенность, богатство и яркость в проявлении эмоциональных состояний. Эти дети были активно вовлечены в действия сверстника, оценивали и осуждали их, демонстрировали своё преимущество. Они охотно соглашались с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряжённо встречали поощрения. Нередко имели место эмоциональные срывы (слезы, крик, капризы). У детей с данным типом чаще всего наблюдался средний или низкий уровень общительности, но все их контакты направлены на, в основном, на себя: самоутверждение, самореализацию, на достижение собственных целей и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. По содержаниюэто чаще всего были деловые и личностные контакты. Всех этих детей объединяют напряжённое отношение к успехам сверстника и стремление противопоставиться им.

4) Альтруистическое отношение. Для этого типа отношения были характерны: интерес к сверстнику, эмоциональная и практическая вовлечённость в его действия. Однако, в отличие от предыдущего типа, это отношение отличалось преобладанием положительных эмоций, направленных на сверстника. Для детей с этим типом отношения характерно последовательное решение всех проблемных ситуации в пользу сверстника. Решение в пользу сверстника эти дети осуществляли естественно и свободно, без колебаний и сомнений. Как правило, эти решения сопровождались улыбкой, взглядом в глаза, обращением по имени к сверстнику. Этим детям было свойственно желание поддержать сверстника, помочь ему, не навязывая при этом своего замысла. Особенно ярко это стремление проявлялось в ситуациях, когда экспериментатор порицал действия сверстника. В младших группах эти случаи единичны, но в старшей возрастной группе такой тип поведения наблюдался довольно часто.

5) Неустойчивое отношение. У детей с этим типом отношения не наблюдалось какой-либо определённой стратегии поведения в экспериментальных ситуациях. В одних случаях они проявляли личностное отношение, выраженное в просоциальных действиях и положительной эмоциональной направленности на сверстника, в других демонстрировали конкурентное отношение, противопоставляя себя сверстнику и обнаруживая по отношению к нему иногда явно выраженные отрицательные эмоции. Другой, не менее важной характеристикой данного типа отношения, является широкий диапазон проявления эмоций и эмоциональных состояний: от улыбок и даже радостного смеха, до огорчения, обиды и слез. Но во всех ситуациях они с повышенным интересом наблюдали за действиями товарища и обнаруживали эмоциональную включённость в его активность