1.6 Результаты исследования.
Выраженность привязанностей у дошкольников к сверстникам, выполнявшим разные программы общения (по данным контрольным проб, в
баллах)
Таблица 7.
Число занятий до проведения контрольных проб | Программа, выполненная партнерами | ||
Доброжелательное внимание (В) | Игровое сотрудничество (И) | Сопереживание (С) | |
0 10 20 | 0 24 56 | 0 10 22 | 0 8 11 |
Знакомство с таблицей показывает, что до начала занятий партнёры либо не пользовались у детей никакой симпатией, либо вызывали лёгкую неприязнь. После десяти проведённых занятий у детей появляется ко всем партнёрам некоторая привязанность. Максимальные изменения происходят после двадцати проведённых занятий. К партнёрам, выполнявшим программу общения (В), возникла дружеская привязанность, к партнёрам, выполнявшим программу общения (И) - тёплая симпатия, а к партнёрам, выполнявшим программу общения (С) - расположение. Дружеская привязанность - это отношение к сверстнику, характеризующееся чётко выраженным предпочтением, его индивидуальной личностной направленностью, ярким положительным содержанием и интенсивной эмоциональной окраской. Симпатия - это дружеская привязанность в несколько более слабой форме. Расположение - это поверхностное позитивное отношение без выраженной индивидуализации, с лёгкой эмоциональной окраской.
Выраженность привязанностей у дошкольников разных возрастных групп к сверстникам, выполнявшим разные программы (по данным контрольных проб после двадцати занятий, в баллах)
Таблица 8.
Возрастные группы | Программа, выполненная партнерами | ||
Доброжелательное внимание (В) | Игровое сотрудничество (И) | Сопереживание (С) | |
Младшая Средняя Старшая
| 35 42 28 | 12 13 16 | 1 2 21 |
На уровень предпочтения, оказанного детьми партнёрам с тремя различными программами общения, повлияло также взаимодействие разных видов деятельности в жизни дошкольников, прежде всего интерференция их потребностей в коммуникативной и игровой деятельности. Ведущая роль игры обуславливает глубокую поглощённость сверстников действиями с разнообразными предметами, воспроизведением поведения взрослых, отношений в окружающем мире. При этом личные качества товарища по игре отступают на второй план, как бы затемняются, мешая формированию чёткого представления о нём у другого ребёнка и замедляя возникновение индивидуализированной, истинно личностной привязанности. На занятиях по программе общения (И) дети удовлетворяли обе потребности - и в общении, и в активной предметной деятельности. Но первая потребность и её удовлетворение слабо переживались детьми из-за яркости второй потребности и радостей, связанных с её удовлетворением. На занятиях по программе игрового сотрудничества у детей наблюдалась максимальная раскованность и наилучшее настроение. Они тесно взаимодействовали со сверстниками, адресовали ему свои эмоциональные экспрессии и речевые высказывания, часто брали на себя и инициативу. В ходе совместных игр дети чаще высказывались не о предметах, а о людях, причём в первую очередь о себе и партнёре. С партнёром, выполнявшим программу общения по игровому сотрудничеству, дети мечтали встретиться почти также часто, как и с партнёром, выполнявшим программу общения доброжелательного внимания. Товарища по совместной игре они раньше и чаще других называли по имени.
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта