3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
Не секрет, что истоки так называемой дедовщины, или издевательства над другими людьми, восходят к дошкольному детству. Примерно к 5 годам, дети, посещающие дошкольные учреждения, подчас проходят настоящую школу выживания, включающую агрессивное поведение отдельных детей, драки, ненормативную лексику, обзывания и дразнилки, порчу и насильственный отъем игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т.п.
4-5 летний возраст не рассматривается как критический, однако, по мнению отечественных психологов (Л.Н. Галигузова, Е.М. Смирнова, В.Г. Утробина, В.М. Холмогорова, Г.Р. Хузеева и др.), это очень важный, переломный этап в развитии ребенка; причем особо остро он проявляется именно во взаимоотношениях с ровесниками. В 4-5 лет на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженное внимание к ровесникам, эмоциональная вовлеченность в их действия и сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника порой огорчают, обижают, вызывают агрессивную реакцию, а его неудачи, напротив, радуют, вызывают чувства облегчения и уверенности в собственной состоятельности.
С психологической точки зрения данный возрастной период характеризуется осознанием собственного Я, его оцениванием и выделением в нем отдельных способностей, умений, качеств, но только в сопоставлении с другими; причем этих «других» всецело заменяет сверстник. Сопоставление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаимодействии, но и во внутренней жизни самого ребенка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я, хуже других? Разве я хуже других? Нет, я лучше!».
Для коррекции агрессивного поведения детей экспериментальной группы предлагаю специальные занятия по устранению агрессии, которые прилагаются к Приложению № 1
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта