logo
Айгуль

3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.

Не секрет, что истоки так называемой дедовщины, или издевательства над другими людьми, восходят к дошкольному детству. Примерно к 5 годам, дети, посещающие дошкольные учреждения, подчас проходят настоящую школу выживания, включающую агрессивное поведение отдельных детей, драки, ненормативную лексику, обзывания и дразнилки, порчу и насильственный отъем игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т.п.

4-5 летний возраст не рассматривается как критический, однако, по мнению отечественных психологов (Л.Н. Галигузова, Е.М. Смирнова, В.Г. Утробина, В.М. Холмогорова, Г.Р. Хузеева и др.), это очень важный, переломный этап в развитии ребенка; причем особо остро он проявляется именно во взаимоотношениях с ровесниками. В 4-5 лет на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженное внимание к ровесникам, эмоциональная вовлеченность в их действия и сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника порой огорчают, обижают, вызывают агрессивную реакцию, а его неудачи, напротив, радуют, вызывают чувства облегчения и уверенности в собственной состоятельности.

С психологической точки зрения дан­ный возрастной период характеризуется осознанием собственного Я, его оценива­нием и выделением в нем отдельных спо­собностей, умений, качеств, но только в со­поставлении с другими; причем этих «дру­гих» всецело заменяет сверстник. Сопос­тавление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаи­модействии, но и во внутренней жизни са­мого ребенка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я, хуже других? Разве я хуже других? Нет, я лучше!».

Для коррекции агрессивного поведения детей экспериментальной группы предлагаю специальные занятия по устранению агрессии, которые прилагаются к Приложению № 1