1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
В древнейшие времена ребенок быстро становился равноправным членом общества и реальным помощником в хозяйстве, а с развитием науки и производства изменилось и его место, и отношение к нему в обществе. В примитивных общественных формациях ребенок достаточно рано начинал обеспечивать собственное существование. Дальнейшее экономическое развитие привело к невозможности непосредственно включать его в трудовую деятельность. Более того, привело к необходимости взросления, физического и психического развития, а также подготовки к профессиональной деятельности. Факторы эти удлинили период детства, создав пространство для развития игровой деятельности, усложняемой параллельно с усложнением общественных отношений.
Осознание принципиальных различий в мышлении взрослого и ребенка привело к усилению диспропорции реальных возможностей включения ребенка в продуктивную деятельность. Ранее игра выполняла функцию промежуточного этапа в присвоении ребенком общественных отношений. На сегодняшний день усложнение всех видов деятельности взрослых достигли небывалых масштабов; одновременно повысились и возможности социального обеспечения и защищенности детства. Ребенок не является непосредственным помощником и не обеспечивает «спокойную старость»; наоборот, родители стремятся обеспечить ему «беспроблемное», комфортное существование на максимально продолжительный срок. Каждое новое поколение включается в реальные общественные отношения все позже, и, как результат, наблюдается инфантильность общества в целом.
Но вернемся к миру дошкольного детства, который тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры.
В игровом сообществе возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества, развиваются личностные механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Обзоры и обобщающие труды, посвященные игре, показывают, сколь различны подходы, точки зрения в отношении этого феномена.
В современной психологии игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий его основные потребности, прежде всего в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых. В отличие от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и от всего оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой руки»!», «Не выдумывай!»), в игре он может все: плыть на океанском лайнере, лететь в космосе, учить школьников и даже взрослых и т.п. Таким образом, малыш в игре, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. [7. С.115]
Возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении велики. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей на основе общих интересов, взаимных симпатий. В силу привлекательности игры дошкольники, играя, оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П. Усова). Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов, в том числе воображения.
К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные, неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основным положением является то, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность. Чувства дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. В период дошкольного детства закладываются основные качества личности, поэтому игру надо рассматривать как сообщество, так как образцы поведения, социальные мотивы будут основой становления личности. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические мотивы - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развивается культура поведения, контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка.
Объединение в сообщество, как считают исследователи, происходит на основе какой-то цели. Вот почему важно формировать цель игры, которая дает ребенку знания о жизни социума, его культуре, человеческих взаимоотношениях. Очень важно воздействие на ребенка субъективного мира взрослых, прежде всего их системы ценностей, норм поведения, знаний, национального достоинства, культурной компетентности. Необходимо создавать условия для обязательного переживания ребенком положительных эмоций, чтобы игра способствовала формированию мотивов поведения и деятельности.
Сравнивая себя со взрослым, ребенок усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые сравнения происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, отношения, способ поведения, что, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему на взрослых, а особенно на родителях, лежит большая ответственность.
Умения, переживания у ребенка проявляются в фантазии, воображении. Именно эти качества определяют творческую функцию ролевой игры, посредством которой формируются культурные ценности. Д.Б. Эльконин говорил, что в игре воссоздается поведение взрослых: ребенок познает способы деятельности и поведение взрослых, человеческие взаимоотношения, нормы социальной жизни и одновременно самого себя, свой характер, интересы. Выполнение правил игры требует активности, дисциплины, адекватности. Усваивая нормы человеческих взаимоотношений, ребенок пытается включиться в систему общественных отношений.
Д.Б. Эльконин считал, что дошкольный период особенно ответственен, поскольку происходит ориентировка в социальных отношениях между людьми. В этом возрасте возникает и развивается ролевая игра (особенно в возрасте 5-7 лет). Именно в игре ребенок узнает, что значит быть взрослым, и что он еще не взрослый. В игре, активно осваивая социальные роли, он лучше познает себя и другого, учится понимать свое поведение. В процессе игры регулируется поведении, т. е. происходит социальная установка, которая организует особенность личности, что характеризует индивидуальность.
Таким образом, очень важно именно в дошкольный период детства формировать социокультурный опыт. Это очень важно, поскольку в дальнейшем такой опыт может определить направленность личности во всех сферах жизни, его культурную компетентность. В игре как сообществе проектируются ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения - все то, что отражает три основных пути, какими человек может найти смысл жизни в будущем. Ролевое поведение проявляет индивидуальность ребенка. Ведь в ситуации общения в игре возникает сообщество. Оно способствует проявлению у ребенка определенного поведения, которое может проектироваться в процессе его дальнейшей социализации, осознания своего Я. [8. С. 35]
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта