logo
Айгуль

1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.

Здесь анализ проводится по тому же принципу, что и в методе формирования избирательных взаимоотношений, но двигаясь в обратном направлении: избирательные привязанности берутся за исходное, а затем выясняется, что лежит в их основе . К такому подходу очень близка группа исследований, выполненных в нашей стране и за рубежом и направленных на выяснение детерминации статуса ребёнка в группе сверстников. Они проведены с помощью социометрической методики с использованием методов коррекции. Р. А. Смирнова также сделала попытку проанализировать имеющиеся у нас и за рубежом публикации, чтобы выяснить, какие качества личности и деятельности связаны с положением ребёнка в группе или с популярностью детей. Необходимо было связать эти черты воедино, так как их список довольно велик. Был выдвинут ряд гипотез.

Наиболее адекватной представляется гипотеза о том, что популярность среди ровесников должна определяться тем, как он общается со своими товарищами. В работах Р. А. Смирновой, М. И. Лисиной, Л. И. Галигузовой показано, что общение выступает в качестве той питательной среды, которая обусловливает привязанности между детьми. Избирательные отношения можно понять, только учитывая их связь с удовлетворением определённой потребности. Положение Я. Л. Коломинского о том, что взаимоотношения и общение неразрывно взаимосвязаны, а отношения возникают в общении и отражают его особенности, означает, в сущности, признание описанной выше гипотезы. При таком методе анализа исследователи исходили из того, что симпатии ровесников к дошкольнику или его положение в группе связаны с тем, насколько он удовлетворяет имеющиеся у них потребности в общении. Предполагается, что удовлетворение этой потребности происходит в процессе общения, включённого в совместную деятельность детей.