1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
Здесь анализ проводится по тому же принципу, что и в методе формирования избирательных взаимоотношений, но двигаясь в обратном направлении: избирательные привязанности берутся за исходное, а затем выясняется, что лежит в их основе . К такому подходу очень близка группа исследований, выполненных в нашей стране и за рубежом и направленных на выяснение детерминации статуса ребёнка в группе сверстников. Они проведены с помощью социометрической методики с использованием методов коррекции. Р. А. Смирнова также сделала попытку проанализировать имеющиеся у нас и за рубежом публикации, чтобы выяснить, какие качества личности и деятельности связаны с положением ребёнка в группе или с популярностью детей. Необходимо было связать эти черты воедино, так как их список довольно велик. Был выдвинут ряд гипотез.
Наиболее адекватной представляется гипотеза о том, что популярность среди ровесников должна определяться тем, как он общается со своими товарищами. В работах Р. А. Смирновой, М. И. Лисиной, Л. И. Галигузовой показано, что общение выступает в качестве той питательной среды, которая обусловливает привязанности между детьми. Избирательные отношения можно понять, только учитывая их связь с удовлетворением определённой потребности. Положение Я. Л. Коломинского о том, что взаимоотношения и общение неразрывно взаимосвязаны, а отношения возникают в общении и отражают его особенности, означает, в сущности, признание описанной выше гипотезы. При таком методе анализа исследователи исходили из того, что симпатии ровесников к дошкольнику или его положение в группе связаны с тем, насколько он удовлетворяет имеющиеся у них потребности в общении. Предполагается, что удовлетворение этой потребности происходит в процессе общения, включённого в совместную деятельность детей.
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта