4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
Феномен избирательности. Потребности человека влияют на избирательность его отношения к воздействиям разного рода. Люди, скорее всего, выделяют в потоке поступающей информации то, что связано с их нуждами, они точнее всего воспринимают и тоньше всего дифференцируют воздействия, наиболее прямо относящиеся к их интересам. Потребности обуславливают феномен избирательности. Из этого можно предположить, что предпочтения во взаимоотношениях детей, как и во всех прочих областях, определяются потребностями, и, прежде всего потребностями коммуникативного характера. "Функция формирования и развития межличностных отношений - это, пожалуй, наиболее важная и сложная, но менее всего изученная функция общения" (10. С.11). Избирательные привязанности детей находят своё наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Р. А. Смирнова (1981) составила небольшую сводку тех особенностей, которые указывают психологи в качестве основы дружеских привязанностей между детьми в основном дошкольного возраста. Для раннего дошкольного возраста характерны особенности, которые описаны в таблице № 1.
Исходя из данных этой таблицы, нетрудно убедиться, что в большинстве случаев исследователи подчёркивают значение личных особенностей ребёнка для его успеха в дружеских отношениях. Вместе с тем ярко подчеркивается и значение совместной деятельности, в которой дошкольник выявляет эти качества, и демонстрирует свои интеллектуальные, деловые и волевые возможности. Здесь можно предположить, что избирательные дружеские привязанности возникают чаще всего в игровой деятельности, так как она является ведущей в этом возрасте, а также больше всего удовлетворяет потребность ребёнка в совместной деятельности и общении.
Таблица № 6.
Нравственные качества | Т. А. Репина, 1975; Л. В. Артёмова, 1970
|
Дружелюбие | В. Хартап, 1967
|
Личностные качества: приветливость, учёт интересов, намерений партнёров
| Т. В. Антонова, 1975
|
Умения и деловые успехи товарищей: умение организовать игру, трудиться и учиться
| Т. А. Репина, 1978; А. А. Рояк, 1975; Н. И. Белкин, 1974; Л. В. Артёмова, 1970; Я. Л Коломинский, 1976; Т. В. Антонова, 1975
|
Эмоционально - волевые качества, уравновешенность
| Я. Л. Коломинский, 1976; Н. И. Белкин, 1974
|
Интеллектуальные качества | Я. Л. Коломинский, 1976; В. Хартап, 1967 |
Внешняя привлекательность | Т. А. Репина, 1978
|
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта