logo
Айгуль

4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.

Феномен избирательности. Потребности человека влияют на избирательность его отношения к воздействиям разного рода. Люди, скорее всего, выделяют в потоке поступающей информации то, что связано с их нуждами, они точнее всего воспринимают и тоньше всего дифференцируют воздействия, наиболее прямо относящиеся к их интересам. Потребности обуславливают феномен избирательности. Из этого можно предположить, что предпочтения во взаимоотношениях детей, как и во всех прочих областях, определяются потребностями, и, прежде всего потребностями коммуникативного характера. "Функция формирования и развития межличностных отношений - это, пожалуй, наиболее важная и сложная, но менее всего изученная функция общения" (10. С.11). Избирательные привязанности детей находят своё наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Р. А. Смирнова (1981) составила небольшую сводку тех особенностей, которые указывают психологи в качестве основы дружеских привязанностей между детьми в основном дошкольного возраста. Для раннего дошкольного возраста характерны особенности, которые описаны в таблице № 1.

Исходя из данных этой таблицы, нетрудно убедиться, что в большинстве случаев исследователи подчёркивают значение личных особенностей ребёнка для его успеха в дружеских отношениях. Вместе с тем ярко подчеркивается и значение совместной деятельности, в которой дошкольник выявляет эти качества, и демонстрирует свои интеллектуальные, деловые и волевые возможности. Здесь можно предположить, что избирательные дружеские привязанности возникают чаще всего в игровой деятельности, так как она является ведущей в этом возрасте, а также больше всего удовлетворяет потребность ребёнка в совместной деятельности и общении.

Таблица № 6.

Нравственные качества

Т. А. Репина, 1975;

Л. В. Артёмова, 1970

Дружелюбие

В. Хартап, 1967

Личностные качества:

приветливость, учёт интересов,

намерений партнёров

Т. В. Антонова, 1975

Умения и деловые успехи

товарищей: умение организовать

игру, трудиться и учиться

Т. А. Репина, 1978; А. А. Рояк,

1975; Н. И. Белкин, 1974; Л. В.

Артёмова, 1970; Я. Л

Коломинский, 1976; Т. В.

Антонова, 1975

Эмоционально - волевые качества,

уравновешенность

Я. Л. Коломинский, 1976; Н. И.

Белкин, 1974

Интеллектуальные качества

Я. Л. Коломинский, 1976; В.

Хартап, 1967

Внешняя привлекательность

Т. А. Репина, 1978