Характеристика детей экспериментальной группы.
В экспериментальную группу дети были отобраны не случайно. Группа подбиралась так, чтобы там оказались дети с разным уровнем развития ролевой игры, с разной степенью конфликтности, общительные и замкнутые.
Основная часть детей достаточно общительны, контактны, сказывается то, что многие из них ходят в детский сад с раннего возраста и умеют вести себя в обществе сверстников, ищут контактов с другими детьми, часто она сама являются инициаторами игр. Но при наблюдении выяснилось, что есть в группе и очень конфликтные дети, в которых сильно проявляется эгоцентрическая позиция. Это Женя Х. и Гульнара Ш. Они всё время стараются настоять на своём, во время конфликта могут проявлять вербальную агрессию, иногда переходящую даже в физическую (например, Гульнара при выборе роли в игре проявила агрессию по отношению к Мише А: ударила его, начала ругаться, а потом плакать). В общем, можно сказать, девочка достаточно контактная, с высоким уровнем развития ролевой игры, но очень конфликтная и агрессивная.
В качестве «ведущего» был выбран Стасик М.: он достаточно спокойный, уравновешенный, уровень развития ролевой игры у него - самый высокий в группе. Также он - ребёнок неконфликтный, все разногласия старается сгладить, пытается всегда найти компромисс. Дети в группе любят его, часто обращаются к нему. Он никогда не кричит, очень рассудителен. В целом, он был как сильное звено в моем эксперименте.
Самый «сложный» ребёнок в группе (по мнению воспитателей) – Женя Х. Он очень конфликтный, часто первым начинает драться. Играет он много, но чаще всего это просто набор игровых действий. При достаточно высокой потребности в общении он не может её адекватно реализовать, постоянно инициируя конфликты. При наблюдении можно было отметить, что этот ребёнок гиперактивен (постоянно бегает, не может усидеть на месте, быстро отвлекается от выполняемой деятельности). В общем, можно сказать, что это ребёнок с высокой потребностью в общении, которую он не может реализовать из-за своей агрессивности.
В группе выделялся Тимур Л своей замкнутостью. Это тихий, незаметный мальчик, который чаще всего играет в игрушки сам с собой или в тихие, спокойные игры с другими детьми. Агрессии по отношению к другим детям не проявляет, при возникновении конфликта всегда старается уступить. Дети в группе редко подходят к нему, да и сам он особо не стремится к общению, не участвует в коллективных играх мальчиков, редко общается с кем-либо. В целом, это ребёнок с низким уровнем развития ролевой игры - необщительный, замкнутый, ни с кем не играет.
Состав экспериментальной группы можно так охарактеризовать: в группе были дети с недостаточным уровнем развития ролевой игры и проблемами в общении со сверстниками, а также были очень «сильные», по сравнению с остальными, такие, как Ульяна С. и Владик Ш.
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта