Этапы проведения игры.
С детьми средней группы было решено играть в «гараж». Главная задача в эксперименте - организация игры, попытки скоординировать действия детей. Во время игры необходимо не просто демонстрировать игровые действия детям, но стараться передать положительный заряд, выражая свою заинтересованность и эмоциональное отношение к процессу. Также своим поведением взрослый должен выполнять действия, связанные с отношением к другим людям, роли которых выполняли дети (т. е. собственным примером предпринять попытка вывести детей на более высокий уровень развития игры).
Подготовительный этап
I шаг Для детей на этом этапе пласт человеческих отношений в игре ещё не открыт, они полностью ориентируются на взрослого, повторяют за ним его действия, но сами играть на достаточно высоком уровне не могут, без взрослого развёрнутой игры не получается.
На этом этапе было выяснено, что дети знают о гаражах, машинах, заправках, станциях техобслуживания. Для этого была проведена серия занятий с использованием элементов «мозгового штурма»: («мозговой штурм» или «банк идей», - метод обучения, при котором создается поисково-проблемная ситуация. В данном случае необходимо выяснить, что такое гараж и как он используется, а также генерируются идеи для решения проблемы). Затем составили «карт детских идей». Дети сидели на полу вместе с воспитателем, задающим вопросы, и проговаривали все, что приходило на ум при слове «гараж». Обобщая, на белой доске фломастером нарисовали «карту детских идей», записав отдельные ключевые слова из произнесенных детьми. (см. схему 1)
С ломанные машины Там можно хранить
холодильник
Ш ины Гараж
Бензин Там можно купить
Схема 1. Первоначальные представления детей о гараже
Впоследствии карту перенесли вместе с детьми на бумагу, а обозначенные идеи проиллюстрированы с помощью соответствующих картинок или рисунков. Затем, детям необходимо получить «опыт из первых рук», чтобы расширить представления и обогатить знания. Для этого была проведена экскурсия на местную станцию техобслуживания. Дети заглядывали в машины, смотрели, как они устроены, наблюдали за работой механиков, трогали инструменты, слушали рассказ служащего станции и задавали ему вопросы, пробовали выполнять несложные операции, закручивая гайки и подбирая подходящие болты. Не все дети имели возможность посетить станцию техобслуживания, учитывая объективные сложности организации данной экскурсии. Поэтому по возвращении в детский сад воспитатель провел групповое занятие, на котором дети поделились своими впечатлениями, посмотрели и обсудили дидактический DVD-фильм о работе станции техобслуживания. Затем заново была составлена «карта детских идей». Теперь она выглядела значительно полнее (см. схему 2)
Б ензин Поднять машину и посмотреть,
что под капотом
Д изель
Б езопасность Бензобак (люк, крышка)
О бкатка машины Гараж Механик
Выхлопная труба
Проверка тормозов Можно помыть машину
Схема 2. Изменение представлений детей о гараже
Надо отметить, что представленные на схемах карты не отличаются особой четкостью и структурированностью, так как создаются спонтанно, по ходу размышлений детей, а систематизация знаний не осуществляется.
II шаг: Следующим шагом подготовительного этапа можно считать подбор материала для игры. Его нужно найти как можно быстрее, пока интерес детей не угас. Лучше, если это будут не пластмассовые игрушки, а реальные предметы, которые не составит труда подобрать с помощью родителей. Так, удалось найти шины, руль, выхлопную трубу, ящики с инструментами, молоток, гвозди, гайки, гаечные ключи, отвертки, упаковки из-под моющих средств, машинного масла, губки, лейки. Из специального игрового оборудования были использованы бензозаправочные колонки, две большие игрушечные машины, киоск, несколько столиков для проведения работ.
После подбора оборудования дети вместе со взрослыми приступили к созданию игровой зоны на улице под навесом, примыкающим к стене детского сада. Дети могли свободно перемещаться между уличной территорией, навесом и зданием детского сада. При организации игрового пространства были максимально задействованы все идеи детей; при этом все стремились к реалистичному воссозданию обстановки. Элементы игровой конструкции были подписаны: «Гараж», «Часы работы», «Платить здесь», «Мойка машин», «Открыто», «Закрыто», «Бензин» и др. Из прочих игровых атрибутов были введены листы выполнения клиентских заказов (заполнялись на пюпитре в виде дощечки с зажимом), талоны на мойку машины, чеки, игрушечные деньги.
Основной этап
Для детей на этом этапе пласт человеческих отношений уже открывался в игре, ориентируясь на взрослого, повторяя за ним его действия, они постепенно перешли к игре на достаточно высокий уровень, когда уже игра разворачивается и без взрослого. В эксперименте по-прежнему стареемся вывести детей в пласт человеческих отношений (демонстрируем специфическую ролевую речь, строго следуем правилам, выделяющимся в реальной жизни, чётко выделяем действия, направленные к разным персонажам игры).
На основном этапе игры дети принимали на себя роли офис-менеджера, кассира, механиков, мойщиков машин, служащих бензозаправки, продавцов, клиентов. В процессе игры они пробовали себя в разных ролях, более разнообразными становились их игровые действия, развивалось содержание, дополнялись атрибуты игры, в проект вводились новые элементы. Например, два мальчика приспособили под игру большую картонную коробку, представляя, что это «Мерседес», на котором они едут в Москву. Многие дети стали приезжать «заправлять», «ремонтировать» и мыть свои трехколесные велосипеды. Впоследствии совместно с воспитателями дети расширили игровую зону, организовав магазин по продаже сопутствующих товаров в помещении.
После того как игра была налажена, моя функция свелась к тщательному наблюдению и ведению записей, что помогало в планировании и развитии детской игры. Помимо этого, используя прямые методы руководства, в игре мог участвовать воспитатель, исполняя одну из ролей, т.е. выступая в качестве так называемой ролевой модели, демонстрирующей образец ролевого поведения. Например, в течение нескольких дней воспитатель «работал» офис-менеджером, консультируя «клиентов» и принимая от них заказы, показывая, как надо оформлять листы клиентских заказов. Когда эта роль была поручена девочке, один из мальчиков по привычке обратился к воспитателю со словами, что ему надо «помыть машину». Тот тактично направил ребенка к новому «офис-менеджеру», сказав, чтобы свой заказ он отдал ей. За время проведения игры воспитатель принимал на себя несколько ролей, предлагая детям разнообразные ситуации и направления для развития сюжета. Одновременно с детьми работал и помощник воспитателя. Даже не беря на себя определенную роль, воспитатель может помогать детям осваивать те или иные навыки, например, при мойке машин, забивании гвоздей.
Уже к концу эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали разные варианты. В своих играх они уже могли отражать специфические человеческие отношения, определяли и направляли поведение («водитель» не просто везёт людей, он отвечает за безопасность «пассажиров»). Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включённого наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей. Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. Но, тем не менее, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне. Таким образом, мы можем увидеть, что специально организованные занятия могут существенно повысить уровень развития игры у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня психического развития ребёнка.
Воспитатели отметили, что руководство ролевой игрой похоже на неизведанное путешествие; неизвестно, куда оно может привести, но во всем надо прислушиваться к ребенку и идти следом за его идеями. Игровой проект «Гараж» длился около трех недель. Со временем интерес детей к нему стал ослабевать, и тогда перед входом в игровую зону был вывешен знак «Закрыто».
Заключительный этап
По завершении проекта, на заключительном этапе, дети с воспитателем обсудили, как и во что они играли: с чего проект начался, как была организована игровая зона, что нового они узнали о станциях техобслуживания и машинах, кто кем был и что делать. Затем дети помогли разобрать «гараж» и убрать игрушки и пособия.
Выводы: Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что дети налаживают игровые и реальные отношения друг с другом; развивается их уверенность в собственных силах, когда они свободно действуют в созданном ими же безопасном пространстве. Дети отныне не боятся рисковать, проявлять себя в разных качествах, открыто выражать эмоции. Другими словами, происходит личностное, социальное и эмоциональное развитие ребенка. В игре были созданы благоприятные условия для развития речи и коммуникативных навыков. Дети освоили новую лексику, учились устанавливать контакты. В процессе игры «в гараж» происходило активное ознакомление с окружающим, а именно с работой станции техобслуживания, с машинами, их функционированием, различными профессиями. Дети познали как предметный мир, так и область человеческих взаимоотношений. Кроме этого, в игре им приходилось много двигаться: они ездили на велосипедах, мыли свой «персональный транспорт», пытались что-то чинить, завинчивать гайки и даже работали молотком, т. е. осуществлялось активное физическое развитие (помимо крупной моторики совершенствуется и мелкая моторика рук), и трудовое воспитание. Нельзя не упомянуть также о творческом развитии: разрабатывая сюжет игры, дети используют фантазию и выдумку, а также они осваивали различные способы самовыражения.
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта