logo
Айгуль

3.2 Состав просоциальных действий.

Во время наблюдения за детьми, участвующими в исследовании, достаточно чётко можно было фиксировать различные виды просоциальных действий. Нам показалось целесообразно (исходя из наблюдений) выделить четыре вида таких действий:

1) Положительные эмоциональные проявления по отношению к сверстнику (улыбки, смех, похвала, радость).

2) Проявление способности поделиться привлекательным предметом со сверстником (игрушкой, конфетой, нужной вещью).

3) Бескорыстная помощь сверстнику (в режимных моментах - дети помогают друг другу одеться, раздеться, найти пропавшую вещь; во время совместных игр).

4) Проявление сопереживания, сочувствия (способность пожалеть, утешить, защитить другого ребёнка).

Чаще всего дети разговаривают по ходу совместной игры и какой-либо деятельности, выполняемой вместе. Во время игры дети обсуждают правила, договариваются о распределении ролей, о выполнении действий. Можно особо отметить, что в разговорах детей очень часто проявляются конкурентные отношения, что достаточно характерно для данного возраста (дети постоянно хвастаются друг перед другом, хотят быть лучше других, иметь самые красивые и дорогие игрушки и т. п.). В общении детей очень много конфликтов, драк (около 15 таких проявлений за единицу наблюдения).