3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
экспериментальной группы и детьми контрольной группы после проведения формирующего эксперимента и сравнение результатов наблюдения).
Анализируя развитие детской игры, я выделила две линии. С одной стороны, наличие игровых действий детей и отсутствие роли в игре. С другой - принятие и выражение себя через определенную и довольно устойчивую роль. Но в последнем случае отсутствует проигрывание этой роли, поскольку играть в зайчика или в паровозика достаточно сложно, за ними не стоят четкие игровые действия. Таким образом, есть игровые действия, но нет роли, и наоборот: есть роль, а соответствующего игрового поведения нет.
Исследуя игры детей, я позволила себе предположить, что психологически появление и принятие роли зависят не только от игры, но от желания ребенка стать как взрослый. Игровые действия не являются единственной и основной причиной появления роли. Принятие предлагаемых взрослым ролей и переход к ролевому поведению могут иметь психологической предпосылкой не только соответствующие игровые действия, но и другие психологические факторы.
В своей программе я занялась подготовкой детей 4-5 лет к освоению игровых ролей. Задачей было поставлено формирование у детей способности мысленно «превращаться» в кого-то другого, рассматривая это как первый и важный шаг к принятию роли. Прием введения ребенка в разные образы не является для дошкольной педагогики новым, но в практике он используется довольно однообразно. Воспитатели обычно предлагают детям попрыгать как зайки, походить как мишки или лисята и т.п. Имитация движений вовсе не означает, что ребенок вообразил себя зайчиком или лисенком. Для того чтобы ребенок представил себя кем-то другим, необходимо проводить соответствующую работу. Я поставила задачу тщательно изучить это положение, поскольку наблюдения подтверждают предположение, что у дошкольников есть желание и стремление выразить себя через определенный привлекательный для них образ.
В соответствии с поставленной задачей выяснить влияние принятия данных образов на ролевую игру мы с воспитателями провели систематическое наблюдение за играми детей экспериментальной группы.
В игре «гараж» была отобрана экспериментальная группа детей с разными типами; со склонностью к агрессии и проявлением эгоизма – Женя Хазов и Гульнара Шакирова; робкие и тихие дети - Тимур Латыпов, Ангелина Горожанкина; дети с устойчивым и сильным характером - Леготина Инна, Стасик Мюристая.
Наблюдение за детьми экспериментальной группы показало, что развитие ролевой игры положительно повлияло на общение сверстников. Намного меньше стало конфликтов даже у «сложного» Жени Х. и агрессивной Гульнары Ш. У этих детей значительно реже по сравнению с остальными проявлялась агрессия по отношению к сверстнику. Общение стало более содержательным, дети стали личностно ориентированы на сверстника, более чем в два раза повысилось количество просоциальных действий.
В контактах со сверстниками Ульяна Соколова и Владик Шарифуллин показали режиссерские качества. У них часто звучала ролевая речь за различных героев и повествовательная, выполняющая организующую функцию, что иногда создавало напряжение с некоторыми сверстниками.
Тимур Латыпов, Ангелина Горожанкина, - эти дети с уровнем ниже среднего, очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре они предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой. В игре они вступают в кратковременное взаимодействие со сверстниками. Таким образом, эти испытуемые дети находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку.
У Леготиной Инны и Стасика Мюристая часто по ходу сюжета игры помогали знания и представления об отношениях людей, полученные ими из просмотренных мультфильмов, прочитанных книг, что обогащало игру интересными моментами.
Критерии оценки общения на табл. 9
Табл. 9
Критерии оценки общения
| Общегрупповой показатель (в среднем на 1человека)
| Шакирова Гульнара, Женя Хазов.
| Ульяна Соколова, Владик Шарифуллин.
| Тимур Латыпов, Ангелина Горожанкина.
| Инна Лего-тина, Стас Мю-ристая
| ||
Просоциальные действия
| До фор-мир. эксп-та
| 1-2 | 2-3 | 2-3 | 0 | 1 | |
после
| 1-2 | 4-5 | 4 | 2-3 | 2-3 | ||
Конфликты | До фор-мир. эксп-та
| 2-3 | 1 | 3 | 5 | 1-2
| |
после
| 2-3 | 0 | 1 | 1-2 | 0 |
Игра в экспериментальной группе была практически самостоятельной и организованной самими детьми. Главное, что в играх детей были не только игровые действия, но и соответствующие им роли.
Все эти собранные и проанализированные факты позволили мне сделать следующие выводы:
1. Представления детей о себе, а именно способность принять и представить себя в другом образе, являются важной предпосылкой появления и принятия роли.
2. Наличие игровой роли позволяет объединяться и создает благоприятные условия для взаимодействия детей в играх.
Таким образом, становление образа Я и способность принять и представить себя в другом качестве являются предпосылкой появления игровой роли в среднем дошкольном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в начале исследовательской работы была поставлена проблема влияния ролевой игры на общение сверстников. Для решения этой проблемы был проанализирован большой объём имеющейся литературы по данному вопросу, но этого оказалось недостаточно. Для подтверждения гипотезы о том, что, впервые возникая в совместной сюжетно-ролевой игре, содержательное общение, личностные отношения людей путём постоянного проигрывания усваиваются, а затем и присваиваются детьми, уже имеют возможность выходить за пределы игровой деятельности, встала необходимость проведения исследовательской работы. Она состояла из трёх частей: наблюдение за детьми в группе, формирование ролевой игры и сравнительное наблюдение после формирующего эксперимента. Наблюдение за детьми выявило как недостаточный уровень развития ролевой игры, так и низкий уровень развития межличностного общения.
Наблюдение за детьми экспериментальной группы после формирующего эксперимента показало, что развитие ролевой игры положительно повлияло на общение сверстников. После занятий по формированию игры дети стали более доброжелательно относиться к сверстнику (даже телесные контакты стали более мягкими, нежными), они старались учитывать желания другого, относились к нему более терпимо. С помощью сюжетно - ролевой игры можно не только развивать общение в группе дошкольников, но также проводить коррекцию различных нарушений общения (таких как замкнутость, конфликтность, агрессия и т. п.) В целом, результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о влиянии ролевой игры на общение сверстников.
Таким образом, можно подвести некоторые промежуточные итоги:
Среди просоциальных действий преобладает положительное эмоциональное отношение к сверстнику; меньше всего - проявлений сопереживания, сочувствия.
Дети достаточно много разговаривают между собой, но большинство
этих разговоров касается совместной деятельности в данный момент (как
сопровождающая беседа).
В группе среди детей иногда возникают конфликты, когда дети не могут поделить игрушки, дерутся, плачут.
Большинство детей в группе находятся на первом или на границе первого и второго уровня развития ролевой игры. Детей с третьим уровнем и выше оказалось три человека.
Исходя из этих данных мы предположили, что, выведя детей на более высокий уровень развития ролевой игры путём формирующего эксперимента, мы сможем вывести общение детей на более высокий уровень, сделать его менее конфликтным, более содержательным и личностно ориентированным.
Резюмируя, отметим: рассматривая игровое сообщество дошкольников как социокультурный проект, важно соблюдать ряд технологических требований к организации игры, а именно:
четко формулировать цель в соответствии с фиксированными установками;
определять тему и содержание, место проведения с целью социокультурной регуляции, т.е. проектирования и планирования процедуры исполнения требуемой деятельности, определения порядка взаимодействия детей;
предвидеть возможные формы общения, культурный инструментарий, набор, используемых слов, развитие словарного запаса;
подготовить типичную атрибутику в соответствии с целью и содержанием, которая создает своеобразный культурный микросоциум.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ельницкий К. В. Воспитание и обучение в семье и в школе. СПБ, 1998
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: 1982
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна. Изд. Центр «Феникс», 1995
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т 8. М.:, Л., 1950
Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб, 1984
Е. МУРЗИНА,преподаватель, Институт бизнеса и политики, Нижегородский филиал // ДВ №4, 2010, с.81
Е Страшнова Игра и дошкольник // ДВ №11, 2009, С.115
Н. Смирнова доцент, кандидат педагогических наук // ДВ №1, 2009, с.35
Эльконин Д. Б. "Психология игры", М: Вла-дос, 1999
Б. Ф. Ломов - в кн.: Проблема общения..., 1981. С. 11
Смирнова Е. О. "Особенности общения с дошкольниками", М., 2000.
Смирнова Р. А. "Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста", Автореферат, М., 1981
Смирнова Р. А. "Зависимость отношения дошкольников к сверстникам от содержания общения" Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии, М., 1979
Лисина М. И., Смирнова Р. А. "Формирование избирательных привязанностей у дошкольников", Минск, 1985
Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб, 1884
Холмогорова В. М. "Психологические условия нравственного развития дошкольников", Автореферат, М., 2001
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т.А.Марковой [Текст]/Д.В.Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – С.348
Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.Короткова// Дошкольное воспитание. –1998. - №4.
Немов Р.С. Психология. Т. 2. [Текст]/Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 2006.- С.348.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.- 339 с.
Психология: Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 2007.- С.334.
Л. Пасечник, кандидат педагогических наук. Агрессивное поведение дошкольника //ДВ, - 2008, - №6, С. 84-89
. Воспитание детей в средней группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1982. 162 с.
Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. М.: Просвещение, 2007. 205 с.
. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26.
Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2001. 142 с.
15. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008. 321 с.
Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.
Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ,1996. 144 с.
Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. 169 с.
Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 194 с.
Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2004. С. 87-90.
Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2003. 253 с.
Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. 152с.
Петровская, Л.А., Соловьев, О.В. Обратная связь в межличностном общении./ Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. 216 с.
Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М: педагогика, 1994. 269 с.
Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1996. №6.
Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.
Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ АГРЕССИИ
- Оглавление
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт нормирующего эксперимента
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 1 Обзор литературы по данной проблеме.
- 1.1 Краткая характеристика.
- 1.2 Исследования особенностей общения дошкольников
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
- 3) Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
- 4) Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
- 1.4 Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
- 1.5 Методы изучения потребности в общении.
- 1.6 Результаты исследования.
- 1.7 Метод анализа общения детей с разным положением в группе.
- 1.8 Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 2 Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
- 2.1 Исследование игры на современном этапе
- 2.2 Исследование поведения дошкольника
- 3 Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения дошкольников.
- 3.1 Характеристика особенностей общения со сверстниками экспериментальной группы
- 3.2 Состав просоциальных действий.
- 3.3 Формирующий эксперимент.
- Характеристика детей экспериментальной группы.
- Этапы проведения игры.
- 3.6 Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми
- I этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта