89. Инфляция: сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
Инфляция - это обесценение денег, падение их покупательной способности в результате роста цен, переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностями товарооборота, массой денег. Ее возникновение зависит от сочетания различных денежных и неденежных факторов.
Принято выделять несколько типов инфляции.
1. Ползущая инфляция. Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция. Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция. Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000%. В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.
Политическая экономия рассматривает три вида инфляции:
- инфляция спроса;
- инфляция издержек;
- структурная инфляция.
Инфляция спроса появляется при избыточном спросе, причиной которого могут быть:
1) рост государственных расходов;
2) повышение частных расходов на потребление;
3) увеличение частных расходов на инвестирование;
4) рост доходов, обусловленных положительным сальдо платежного баланса.
Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, и цены начинают расти.
Инфляция спроса может быть представлена следующим образом. Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые.
Инфляция издержек возникает при необходимости повышения цен вследствие увеличения издержек:
1) в результате стремления трудящихся увеличить свою долю в реальном совокупном доходе;
2) под влиянием импортных цен на сырье и продовольственные товары;
3) в результате отпуска цен после длительного искусственного сдерживания их роста.
Инфляция издержек - это рост цен из-за издержек производства и обращения, особенно по предприятиям-монополистам в сфере производства энергии и другого стратегического сырья. При этом рост издержек, который закладывается в цены реализации, происходит из-за технологической отсталости производств и отсутствия обновления с переходом на новые ресурсосберегающие технологии (немонетарная инфляция, т.е. не вызывается количеством денег в обращении и избыточным платежеспособным спросом).
Структурная инфляция появляется под влиянием изменения цен в различных отраслях экономики:
1) многие цены отдельных сегментов капиталистического рынка устанавливаются руководством коммерческих фирм для достижения определенной нормы прибыли;
2) отдельные категории цен устанавливаются государством по политическим соображениям, в первую очередь это касается предметов первой необходимости (на продукты питания, транспорт, коммунальные услуги и т.п.), главными среди которых являются цены на сельскохозяйственную продукцию.
По мнению большинства отечественных специалистов в области экономики и финансов (исключая представителей официальных органов), в современной России господствует структурная инфляция, обусловленная корпоративным монополизмом на национальном рынке.
Для оценки и измерения инфляции (и, соответственно, управления ею) используются различные индексы цен, которые определяются, как правило, в процентах.
Индекс потребительских цен - это показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике; измеряет соотношение стоимости фиксированного набора ("корзины") продуктовых и непродуктовых товаров и платных услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде:
ИПЦ = P / P ,
t t 0
где ИПЦ - индекс потребительских цен, %; P - цена "рыночной корзины"
t t
в исследуемом отрезке времени; P - цена "рыночной корзины" в базовом
0
отрезке времени.
Методы снижения
Увеличение инфляции вызывает усиление экономических и социальных противоречий, что вынуждает государства использовать механизм стабилизации инфляции и денежного оборота.
Традиционно используются два направления регулирования экономики при инфляции: первый - проведение адаптационной политики - приспособления к инфляции, второй - борьба с инфляцией так называемыми антиинфляционными методами.
Адаптационная политика сводится к тому, что агенты экономики в своем функционировании принимают во внимание инфляцию с ее возможными потерями от снижения покупательной способности денег (индексация доходов и др.). В частности, для стабилизации жизненного уровня населения правительство проводит индексацию доходов, установление налоговых льгот.
В основе антиинфляционной политики часто лежит компромиссная теория инфляции, утверждающая, что уровень безработицы и инфляция взаимообратимы, т.е. обратно пропорциональны.
Главные методы защиты от инфляции - денежные реформы и антиинфляционные меры.
Формирование антиинфляционной политики используется в зависимости от основных целей. Если определена задача уменьшения экономического развития (при "перегреве" экономики), то используется дефляционная политика. Если задачей было, напротив, стимулирование экономического развития, то имеет место политика доходов. Когда необходимо сдержать инфляцию любыми средствами, то оба метода антиинфляционной политики применяются параллельно. Используется также индексация, специальные формы ограничения роста цен и конкурентное стимулирование производства.
С 1992 г. инфляция и меры противодействия ей стали основными в экономической политике России. В первые годы рыночных реформ России были уменьшены централизованные инвестиции в отрасли производства средств производства, началась конверсия отраслей военной промышленности и сокращена часть военных расходов в государственном бюджете, уменьшены издержки на содержание аппарата государственного управления, использовались мероприятия по денежно-кредитному регулированию.
Главным в российской антиинфляционной политике в тот период было управление денежной массой инструментами денежно-кредитной политики, из чего вытекает, что такая политика является в определенной мере монетарной составляющей антиинфляционного регулирования. Однако ликвидировать высокую инфляцию в России только одними монетарными методами оказалось практически невозможно. С резким уменьшением денежной массы лавинообразно развились неплатежи, включая и длительные невыплаты оплаты труда и пенсий. Вместе с тем если бы для устранения неплатежей осуществили существенный выпуск денег в оборот, то увеличение цен могло бы возвратиться на уровень гиперинфляции.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Результативность антиинфляционных процедур соединена с определением задач и путей их решения. Имеются два диаметрально противоположных решения проблемы инфляции. Первое - проведение чисто монетаристских мероприятий стабилизации экономики по сценариям МВФ. Они сводятся к уменьшению дефицита госбюджета и осуществлению жесткой (с переходом к умеренно жесткой) денежно-кредитной политики. Используется плавающий курс национальной валюты при так называемой внутренней конвертируемости. Второй метод использует кейнсианскую модель экономического развития с активным воздействием государства, в том числе временным "замораживанием" или сдерживанием увеличения цен и оплаты труда. Формируется рыночная инфраструктура, осуществляется налоговое стимулирование промышленности и поддержка приоритетных отраслей. Анализ обоих вариантов говорит о целесообразности такого набора методов, как по увеличению денежного предложения при увеличении ВВП, так и методов лимитирующего направления. Важно понимание инфляционных факторов, в частности, в период кризиса, и в зависимости от этого необходимо формировать антиинфляционную политику.
Наиболее радикальным средством стабилизации денежного оборота и борьбы с инфляцией, особенно после войн, революций и крупнейших экономических кризисов, является реорганизация денежного обращения - денежная реформа, проведение которой, как правило, связано с гиперинфляцией.
Главный ущерб экономике России нанесла именно гиперинфляция, которая имела место в 1992 г. - 2509%, в 1993 г. - 840%, с ежегодным уменьшением и переходом к галопирующей инфляции. Безусловно, гиперинфляция была спровоцирована именно либерализацией цен и неподготовленностью рыночных структур, ведь к началу реформ экономика России была административно-командной. Гиперинфляция разрушает экономику и может привести ее к краху. Производство оказывается бесприбыльным, хозяйствующие субъекты начинают заниматься торговлей и посредничеством. Предприятиям оказывается эффективным аккумулировать сырье и готовую продукцию в преддверии увеличения цен, что еще более увеличивает инфляцию. Как следствие, наблюдается падение промышленного производства, и естественные экономические связи распадаются. При этом непонятно, какую цену нужно устанавливать за товары, следовательно, расстраиваются и кредитные отношения. Уменьшается реализация готовой продукции и поступление налогов, поэтому возрастает бюджетный дефицит, государственный долг и деньги начинают неудовлетворительно исполнять свои функции. В результате наступает финансовый кризис, когда промышленность и товарооборот начинают останавливаться, и может наступить уже общий экономический и социальный коллапс.
Инфляция - одна из самых острых проблем современной экономики. В экономической теории в общем случае инфляция определяется как снижение покупательной способности денег, их обесценение. Представляется, что такое "нейтральное" определение категории инфляции не в полной мере отражает социальную суть этого негативного явления. Более содержательным выглядит следующее определение: инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп.
В экономической теории инфляция является предметом рассмотрения различных течений экономической мысли. Представители монетаристской школы связывают инфляционный рост цен главным образом с негативными процессами в сфере кредитно-денежного обращения. Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит на поверхности, она сводится к чрезмерному росту денежной массы, вслед за которым повышаются цены.
Экономисты выделяют следующие конкретные факторы инфляции:
- проведение необоснованной денежной эмиссии;
- дефицит государственного бюджета;
- сокращение производства и сжатие массы потребительских инвестиционных товаров;
- система налогообложения, подрывающая стимулы к росту производства;
- монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающих цены;
- упреждающее повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;
- повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация, отрицательное сальдо торгового и платежного балансов;
- рост внутреннего и внешнего долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит государственного бюджета;
- инфляционные ожидания.
Специфика в России. Факторы, вызывающие инфляцию в России
Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
Немонетарные причины:
1. Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы.
2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса).
3. Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.
4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.
5. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП).
6. Инфляционные ожидания населения.
Немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарные причины:
1. Дефицит госбюджета.
2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)
3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
- 2. Экономический рост, его критерии и типы. Показатели экономического роста.
- 3. Общественное производство и его структура.
- 7. Экономические циклы и их влияние на экономическую систему.
- 8. Предложение как экономическая категория.
- 3. Цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые).
- 9. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 10. Рынок: понятие, функции, структуры.
- 11. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 12. Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- 14. Сбережения как фактор формирования инвестиционных ресурсов. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 15. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции.
- 16. Цикличность развития мирового финансового рынка. Кризисы финансового рынка: локальные, мировые, циклические. Исторические примеры мировых циклических финансовых кризисов.
- 17. Исторические этапы эволюции денег. Виды и формы денег.
- 18. Сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике.
- 19. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 20. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 21. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности. Современная денежная система в России.
- 22. Основные теории денег.
- 23. Происхождение и сущность денег.
- 24. Управление наличным и безналичным денежным оборотом в рф.
- 25. Инфляция. Сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 1) С позиции темпа роста цен (первый критерий), т.Е. Количественно:
- 4) В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают:
- 26. Понятие платежно-расчетной системы и ее структура.
- 27. Организация денежного оборота: платежный, расчетный и налично-денежный обороты.
- 28. Денежное обращение и денежная масса. Агрегаты денежной массы и денежная база.
- 29. Структура финансовой системы.
- 2) Местные финансы.
- 3) Финансы юридических и физических лиц.
- 30. Характеристика основных звеньев бюджетной системы рф.
- 31. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- 32. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 33. Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- 34. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества.
- 35. Виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 36. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- 37. Понятие бюджетного процесса и его основные этапы.
- 38. Цели и функции Центрального Банка рф.
- 39. Современная структура финансового рынка. Секторы финансового рынка и их участники.
- 40. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 41. Сущность и функции финансов компаний.
- 42. Кругооборот и оборот капитала фирмы.
- 43. Основные средства: состав, сущность, амортизация.
- 44. Управление финансами акционерного общества.
- 45. Сущность, цели и методы финансового планирования в компаниях.
- 46. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 47. Банкротство организаций. Сущность и виды.
- 48. Модели прогнозирования банкротства.
- 49. Расходы организаций: направления оптимизации.
- 50. Направление использования прибыли в компании.
- 51. Показатели эффективности использования оборотных активов компании.
- 52. Факторы, влияющие на величину прибыли компании.
- 53. Особенности управления финансами компании в условиях кризиса.
- 54. Финансовые ресурсы и финансовый рынок. Особенности формирования цен на финансовые ресурсы: процент, валютный курс, дивидент, страховая премия.
- 55. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 56. Международный кредит: понятие, роль и функции.
- 57. Принципы формирования кредитного портфеля.
- 58. Классификация форм кредита.
- 59. Типы денежно-кредитной политики.
- 60. Функции кредита в рыночной экономике.
- 61. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 62. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 63. Банковская система и ее структура.
- 64. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 64. Сущность и разновидность пассивных банковских операций.
- 66. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 1) С точки зрения доходности выделяют активы:
- 2) С точки зрения ликвидности выделяют три группы активов:
- 3) По степени риска активы делятся на пять групп.
- 67. Кредит как форма движения ссудного капитала.
- 68. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 69. Международный валютный рынок: структура, участники, основные операции.
- 70. Система международных расчетов.
- 71. Роль налогов в регулировании экономики.
- 72. Классификация налогов.
- 73. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 74. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 2) Страхование на дожитие – сберегательное страхование
- 76. Корпоративное страхование.
- 77. Страховой рынок России: тенденции развития.
- 78. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 79. Дивидендная политика акционерного общества.
- 4.Политика выплаты дивидендов акциями.
- 5. Политика выкупа собственных акций.
- 80. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 81. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 82. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 83. Общая характеристика ценных бумаг, сущность, виды.
- 84. Акция и ее характеристики.
- 85. Облигация и ее характеристики.
- 86. Формы и методы регулирования цен.
- 87. Особенности формирования цен на землю.
- 88. Особенности формирования цен на рынке труда.
- 89. Инфляция: сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 90. Государственное регулирования цен в рыночной экономике.