logo
Ответы к ГОСАМ_сводный

12. Рынок капитала. Процент как цена капитала.

В широком смысле в современной экономической теории под капиталом понимается ценность, приносящая доход (ценные бумаги, человеческий капитал, земля, производственные фонды). Но в более узком смысле, на рынках факторов производства под капиталом понимается физический капитал или капитальные блага: станки, оборудование, производственные здания и т. д.

Капитал как фактор производства имеет существенные особенности по сравнению с другими факторами — трудом и землей.

Капитал — это фактор производства, применение которого связано с достаточно длительным промежутком времени между вложением средств и получением от них отдачи.

Второй особенностью капитала является его воспроизводимость экономической системой в отличие от труда и земли.

Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, фирмы. Спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги. Инвестиционные средства — это сумма денег для покупки капитала в физической форме.

Рынок капитала - часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

- банковские займы (ссуды);

-акции;

-облигации;

- финансовые деривативы;

- ноты и закладные.

Понижающаяся кривая спроса на капитал отражает снижение спроса па кредиты для осуществления инвестиций при росте платы за них — банковского процента.

Первичными субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, предлагающие банкам свои сбережения для превращения их в инвестиционные средства.

Домашние хозяйства, предлагая капитал, отказываются от самостоятельного его применения на текущее потребление. Чем большая сумма капитала предлагается в ссуду, тем большие жертвы приносят люди, сокращая свое потребление. Поэтому тем больше они должны иметь дохода (процента) за свои жертвы.

Таким образом, процент формируется как своеобразная равновесная цена спроса и предложения на капитал (рис. 1). Процент — это факторный доход собственников капитала.

Ставка процента (норма процента) — отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Рыночная ставка процента определяет инвестиционные решения фирмы. Ожидаемая рентабельность инвестиционного проекта сравнивается с текущей рыночной ставкой процента, т. е. учитывается альтернативность принятия решений.

I - количество заемных средств; r0 – ставка процента;

Субъектами спроса на капитал являются бизнес, а субъектами предложения – домашние хозяйства (они предлагают денежные суммы, т.е. свои сбережения).

Спрос на капитал – это спрос на заемные средства. Его можно представить графически в виде кривой (Dc ), имеющей отрицательный наклон (рис.1). Предложение капитала графически представляется кривой (Sc), имеющей положительный наклон. В точке пересечения двух этих кривых (E) устанавливается равновесие на рынке капитала. Ему соответствует равновесная процентная ставка (r0).

Предложение заемных средств в рамках рынка в целом находится в прямой зависимости от объема банковских депозитов, т.е. сбережений граждан. Объем сбережений непосредственно обусловлен уровнем выплачиваемого по депозитам процента. Чем он выше при прочих равных условиях, тем больше величина сбережений и тем больше будет объем предлагаемых заемных средств.

На рыночную ставку процента влияют:

-величина капитала;

-производительность капитала;

-соотношение между предложением и спросом на капитал.

Роль процентной ставки весьма велика, т.к. она влияет как на уровень, так и на структуру производства:

1.Низкая процентная ставка приводит к росту инвестиций и расширению производства. Высокая процентная ставка «душит» инвестиции и сдерживает производство.

2.Ставка процента влияет на размещение капитала. Она распределяет деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее прибыльными.

13. Современные теории рынка: формирование, эволюция и основные элементы.

В российской экономической литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.

Рынок рассматривают также как систему или тип общественных связей между субъектами хозяйствования.

В товарных отношениях, осуществляемых посредством рынка, важную роль играют не только прямые (производство-рынок-потребитель), но и обратные (потребитель-рынок-производство) хозяйственные связи.

Механизм обратной связи есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные подсистемы. Если преобладает рынок – возникает рыночная экономика, если преобладает влияние государства – административно-командная экономика; если преобладает натуральное хозяйство – то такова и экономика.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

История развития рынка позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый – рыночные отношения носят случайный характер, чаще товарный (бартерный) характер.

Свободный (классический) – характеризуется:

-неограниченным кол-вом участников и свободной конкуренцией между ними

-абсолютно свободным доступом к информации об участниках рынка и о самом рынке (спросе, предложении, нормы прибыли и т.п.)

-абсолютной мобильностью факторов производства

-однородностью товаров

-свободно устанавливаемыми ценами

-отсутствием монополии и государственного регулирования.

Свободный рынок – это идеальная модель.

Регулируемый рынок – это результат гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества. Рынок должен быть регулируемым, чтобы ограничить его отрицательные последствия (дифференциация уровня жизни населения, загрязнение окружающей среды, отсутствие стимулов к развитию не приносящих прибыли отраслей).

Деформированный рынок – административно-командная система:

отсутствие многочисленных рыночных субъектов, преобладание одной формы собственности (государственной), централизация в распределении товарных ресурсов, наличие монополий, несбалансированность спроса и предложения, сильная инфляция и т.д.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

По объектам:

1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает рынки продовольственных и промышленных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, а также услуг культуры, образования, здравоохранения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации.

2) рынок рабочей силы - в принципе всегда существовал. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободно продавать свою рабочую силу по собственному выбору, желанию и рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

3) рынок ценных бумаг, валюты - до недавнего времени в России был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

4) рынок информации - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка: снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база: транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационная система и средства связи.

Кредитно-расчетная: отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и страховые системы, сберегательные учреждения, мелкие коммерческие банки.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка — это:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.