logo
Ответы к ГОСАМ_сводный

52. Факторы, влияющие на величину прибыли компании.

Факторы, определяющие величину прибыли

Множество организаций ежегодно решают одни и те же задачи как работать, что надо сделать, какую продукцию выпускать, в каком объеме, по какой цене продавать и т. д., чтобы покрыть все производственные расходы и получить прибыль. Эффективность работы любой организации характеризуется, прежде всего, тем, насколько ее деятельность способна обеспечить получение прибыли. Чем больше прибыль, приходящаяся на единицу потребленных или примененных средств, тем эффективнее их вложение и, следовательно, рентабельнее деятельность такой организации. Для решения этих задач применяется внутрифирменное планирование прибыли. Но рынок - сложная хозяйственная система, где действуют совместно множество факторов. Их направленность не однозначна. Поэтому будущее каждой организации характеризуется высокой степенью неопределенности.

Вместе с тем знание факторов воздействия на механизм формирования прибыли позволяет снизить эту неопределенность. Поэтому управлению организацией необходимо четко представлять себе, во-первых, - какие основные факторы и параметры оказывают свое влияние на конечный результат их финансово-хозяйственной деятельности, во-вторых, - каково количественное влияние каждого из них, и, в-третьих, - как получить достоверную информацию о таких результатах.

Прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

1.Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

2.Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

3.Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

4.Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

5.Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

6.Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.).

Существуют различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование величины прибыли. Большинство ученых сходятся в том, что можно выделить факторы как внутреннего, так и внешнего воздействия.

Проведенный анализ факторов внутреннего воздействия позволяет выделить среди них следующие группы: технологические, управленческие и социальные.

Знание этих факторов позволяет сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации программ увеличения прибыли.

К факторам внешнего воздействия относятся:

рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые и административно-командные. Таким образом, формирование прибыли организации корректируется воздействием государства через налоговый механизм, ценовую государственную политику и рядом других факторов.

Подразделение факторов, влияющих на создание прибыли, только на внешние и внутренние для управления деятельностью организации явно недостаточно. Необходимо выделение резервов увеличения прибыли и определение влияния каждого из них на конечный результат деятельности. Таким образом, возникает необходимость в определении основных резервов дополнительного получения прибыли и соответствующих путей воздействия для этого.

Традиционно к таким резервам относят: увеличение объема производства, повышение цены продажи, снижение затрат на производство, структурные сдвиги в ассортименте производимой продукции.

Использование факторов внутреннего воздействия на повышение прибыли связано с тем, что практически ни одно производство не остается таким, каким оно было создано изначально. Каждое из них с течением времени постоянно находится в движении и развитии, совершенствуется и технически, и организационно. Для этого существуют многочисленные формы, методы и способы. К ним можно отнести такие, например, направления по совершенствованию производства, как рационализация и модернизация, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его простое расширение.

Факторы внешнего воздействия связаны с рыночной конъюнктурой, законодательными и властными структурами. По своей сути это регуляторы производства, действие которых может быть направлено как на увеличение прибыли организаций, так и на ее снижение. Поэтому их значение в формировании предпринимательской прибыли исключительно велико. Особенно это касается хозяйственно-правового регулирования прибыли.

Хозяйственно-правовое регулирование прибыли осуществляется во всех странах различными методами, поэтому взаимосвязь такого регулирования и его влияние на границы использования прибыли как экономической категории в странах мира различно.

Административно-командный фактор влияния на величину прибыли может иметь множество проявлений. В условиях рынка наиболее часто проявляется в создании органами государственного управления для одной и ряда организации преимущественных условий для хозяйственной деятельности в виде госзаказа на вы продукции, дотирования производства или регулирования ценообразования и т. д.