34. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества.
Исполнение бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов регламентирует Бюджетный кодекс РФ. Принципиально новым стало положение Бюджетного кодекса об установлении в РФ казначейской системы исполнения бюджетов (ст. 215). В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, а также управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа “единства кассы”. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Бюджетном кодексе РФ определены основные процедуры исполнения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
•перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
•распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
•возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
•учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Нормами Кодекса установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов.
Основными этапами санкционирования и финансирования являются: •составление и утверждение бюджетной росписи;
•утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
•утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
•принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
•подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
•расходование бюджетных средств (процедура финансирования).
Рассмотрим этапы санкционирования и финансирования подробнее.
Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой. Она представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.
Бюджетное обязательство — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с лицевого счета бюджетополучателя в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
Важное ограничение: не допускается размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление.
Финансовый год завершается 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.
По результатам исполнения бюджетов составляется отчет в объеме и по формам, утверждаемым Министерством финансов РФ. Отчет об исполнении бюджета утверждается законодательным (представительным) органом в форме закона (решения).
Процесс исполнения бюджетов представляет собой сложную, регламентируемую нормами права процедуру, в которой огромное значение имеет деятельность органов, на которые возложены непосредственные обязанности по исполнению бюджета. Таким органом на федеральном уровне является Федеральное казначейство РФ.
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.
- 2. Экономический рост, его критерии и типы. Показатели экономического роста.
- 3. Общественное производство и его структура.
- 7. Экономические циклы и их влияние на экономическую систему.
- 8. Предложение как экономическая категория.
- 3. Цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые).
- 9. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 10. Рынок: понятие, функции, структуры.
- 11. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 12. Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- 14. Сбережения как фактор формирования инвестиционных ресурсов. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 15. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции.
- 16. Цикличность развития мирового финансового рынка. Кризисы финансового рынка: локальные, мировые, циклические. Исторические примеры мировых циклических финансовых кризисов.
- 17. Исторические этапы эволюции денег. Виды и формы денег.
- 18. Сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике.
- 19. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 20. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 21. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности. Современная денежная система в России.
- 22. Основные теории денег.
- 23. Происхождение и сущность денег.
- 24. Управление наличным и безналичным денежным оборотом в рф.
- 25. Инфляция. Сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 1) С позиции темпа роста цен (первый критерий), т.Е. Количественно:
- 4) В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают:
- 26. Понятие платежно-расчетной системы и ее структура.
- 27. Организация денежного оборота: платежный, расчетный и налично-денежный обороты.
- 28. Денежное обращение и денежная масса. Агрегаты денежной массы и денежная база.
- 29. Структура финансовой системы.
- 2) Местные финансы.
- 3) Финансы юридических и физических лиц.
- 30. Характеристика основных звеньев бюджетной системы рф.
- 31. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- 32. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 33. Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- 34. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества.
- 35. Виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 36. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- 37. Понятие бюджетного процесса и его основные этапы.
- 38. Цели и функции Центрального Банка рф.
- 39. Современная структура финансового рынка. Секторы финансового рынка и их участники.
- 40. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 41. Сущность и функции финансов компаний.
- 42. Кругооборот и оборот капитала фирмы.
- 43. Основные средства: состав, сущность, амортизация.
- 44. Управление финансами акционерного общества.
- 45. Сущность, цели и методы финансового планирования в компаниях.
- 46. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 47. Банкротство организаций. Сущность и виды.
- 48. Модели прогнозирования банкротства.
- 49. Расходы организаций: направления оптимизации.
- 50. Направление использования прибыли в компании.
- 51. Показатели эффективности использования оборотных активов компании.
- 52. Факторы, влияющие на величину прибыли компании.
- 53. Особенности управления финансами компании в условиях кризиса.
- 54. Финансовые ресурсы и финансовый рынок. Особенности формирования цен на финансовые ресурсы: процент, валютный курс, дивидент, страховая премия.
- 55. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 56. Международный кредит: понятие, роль и функции.
- 57. Принципы формирования кредитного портфеля.
- 58. Классификация форм кредита.
- 59. Типы денежно-кредитной политики.
- 60. Функции кредита в рыночной экономике.
- 61. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 62. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 63. Банковская система и ее структура.
- 64. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 64. Сущность и разновидность пассивных банковских операций.
- 66. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 1) С точки зрения доходности выделяют активы:
- 2) С точки зрения ликвидности выделяют три группы активов:
- 3) По степени риска активы делятся на пять групп.
- 67. Кредит как форма движения ссудного капитала.
- 68. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 69. Международный валютный рынок: структура, участники, основные операции.
- 70. Система международных расчетов.
- 71. Роль налогов в регулировании экономики.
- 72. Классификация налогов.
- 73. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 74. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 2) Страхование на дожитие – сберегательное страхование
- 76. Корпоративное страхование.
- 77. Страховой рынок России: тенденции развития.
- 78. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 79. Дивидендная политика акционерного общества.
- 4.Политика выплаты дивидендов акциями.
- 5. Политика выкупа собственных акций.
- 80. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 81. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 82. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 83. Общая характеристика ценных бумаг, сущность, виды.
- 84. Акция и ее характеристики.
- 85. Облигация и ее характеристики.
- 86. Формы и методы регулирования цен.
- 87. Особенности формирования цен на землю.
- 88. Особенности формирования цен на рынке труда.
- 89. Инфляция: сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 90. Государственное регулирования цен в рыночной экономике.