logo
Ответы к ГОСАМ_сводный

10. Рынок: понятие, функции, структуры.

Рынок - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, на основе принципов возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег.

Субъекты рынка – продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный “поток” купли-продажи.

Объекты рынка – товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Функции рынка:

Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», и которой писал Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Стимулирующая - состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.

Ценообразующая (эквивалентная) - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

Экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.

Реализации интересов рыночных субъектов - Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Санирующая – очищение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и, поощрение развития эффективных, предприимчивых, перспективных.

Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства — это как бы «санитарный» аспект.

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

По объектам:

1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает рынки продовольственных и промышленных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, а также услуг культуры, образования, здравоохранения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации.

2) рынок рабочей силы - в принципе всегда существовал. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободно продавать свою рабочую силу по собственному выбору, желанию и рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

3) рынок ценных бумаг, валюты - до недавнего времени в России был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

4) рынок информации - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.

По географическому положению:

местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

По механизму функционирования:

-свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей)

-монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которым сохраняется монополистическая конкуренция)

-регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия)

В соответствии с законодательством: легальный, нелегальный, теневой.

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка: снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база: транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационная система и средства связи.

Кредитно-расчетная: отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и страховые системы, сберегательные учреждения, мелкие коммерческие банки.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка — это:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка:

— облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

— повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

— организационно оформлять рыночные отношения;

— упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.