10. Рынок: понятие, функции, структуры.
Рынок - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, на основе принципов возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег.
Субъекты рынка – продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный “поток” купли-продажи.
Объекты рынка – товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Функции рынка:
Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
На рынке действует регулирующая «невидимая рука», и которой писал Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Стимулирующая - состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.
Ценообразующая (эквивалентная) - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.
Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
Экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.
Реализации интересов рыночных субъектов - Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Санирующая – очищение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и, поощрение развития эффективных, предприимчивых, перспективных.
Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:
1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства — это как бы «санитарный» аспект.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
По объектам:
1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает рынки продовольственных и промышленных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, а также услуг культуры, образования, здравоохранения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации.
2) рынок рабочей силы - в принципе всегда существовал. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободно продавать свою рабочую силу по собственному выбору, желанию и рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
3) рынок ценных бумаг, валюты - до недавнего времени в России был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
4) рынок информации - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.
По географическому положению:
местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
По механизму функционирования:
-свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей)
-монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которым сохраняется монополистическая конкуренция)
-регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия)
В соответствии с законодательством: легальный, нелегальный, теневой.
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка: снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база: транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационная система и средства связи.
Кредитно-расчетная: отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и страховые системы, сберегательные учреждения, мелкие коммерческие банки.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка — это:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка:
— облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;
— повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационно оформлять рыночные отношения;
— упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
- 2. Экономический рост, его критерии и типы. Показатели экономического роста.
- 3. Общественное производство и его структура.
- 7. Экономические циклы и их влияние на экономическую систему.
- 8. Предложение как экономическая категория.
- 3. Цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые).
- 9. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 10. Рынок: понятие, функции, структуры.
- 11. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 12. Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- 14. Сбережения как фактор формирования инвестиционных ресурсов. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 15. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции.
- 16. Цикличность развития мирового финансового рынка. Кризисы финансового рынка: локальные, мировые, циклические. Исторические примеры мировых циклических финансовых кризисов.
- 17. Исторические этапы эволюции денег. Виды и формы денег.
- 18. Сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике.
- 19. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 20. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 21. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности. Современная денежная система в России.
- 22. Основные теории денег.
- 23. Происхождение и сущность денег.
- 24. Управление наличным и безналичным денежным оборотом в рф.
- 25. Инфляция. Сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 1) С позиции темпа роста цен (первый критерий), т.Е. Количественно:
- 4) В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают:
- 26. Понятие платежно-расчетной системы и ее структура.
- 27. Организация денежного оборота: платежный, расчетный и налично-денежный обороты.
- 28. Денежное обращение и денежная масса. Агрегаты денежной массы и денежная база.
- 29. Структура финансовой системы.
- 2) Местные финансы.
- 3) Финансы юридических и физических лиц.
- 30. Характеристика основных звеньев бюджетной системы рф.
- 31. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- 32. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 33. Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- 34. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества.
- 35. Виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 36. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- 37. Понятие бюджетного процесса и его основные этапы.
- 38. Цели и функции Центрального Банка рф.
- 39. Современная структура финансового рынка. Секторы финансового рынка и их участники.
- 40. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 41. Сущность и функции финансов компаний.
- 42. Кругооборот и оборот капитала фирмы.
- 43. Основные средства: состав, сущность, амортизация.
- 44. Управление финансами акционерного общества.
- 45. Сущность, цели и методы финансового планирования в компаниях.
- 46. Поведение компании в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- 47. Банкротство организаций. Сущность и виды.
- 48. Модели прогнозирования банкротства.
- 49. Расходы организаций: направления оптимизации.
- 50. Направление использования прибыли в компании.
- 51. Показатели эффективности использования оборотных активов компании.
- 52. Факторы, влияющие на величину прибыли компании.
- 53. Особенности управления финансами компании в условиях кризиса.
- 54. Финансовые ресурсы и финансовый рынок. Особенности формирования цен на финансовые ресурсы: процент, валютный курс, дивидент, страховая премия.
- 55. Взаимосвязь и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 56. Международный кредит: понятие, роль и функции.
- 57. Принципы формирования кредитного портфеля.
- 58. Классификация форм кредита.
- 59. Типы денежно-кредитной политики.
- 60. Функции кредита в рыночной экономике.
- 61. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 62. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 63. Банковская система и ее структура.
- 64. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 64. Сущность и разновидность пассивных банковских операций.
- 66. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 1) С точки зрения доходности выделяют активы:
- 2) С точки зрения ликвидности выделяют три группы активов:
- 3) По степени риска активы делятся на пять групп.
- 67. Кредит как форма движения ссудного капитала.
- 68. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 69. Международный валютный рынок: структура, участники, основные операции.
- 70. Система международных расчетов.
- 71. Роль налогов в регулировании экономики.
- 72. Классификация налогов.
- 73. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 74. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 2) Страхование на дожитие – сберегательное страхование
- 76. Корпоративное страхование.
- 77. Страховой рынок России: тенденции развития.
- 78. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 79. Дивидендная политика акционерного общества.
- 4.Политика выплаты дивидендов акциями.
- 5. Политика выкупа собственных акций.
- 80. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 81. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 82. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 83. Общая характеристика ценных бумаг, сущность, виды.
- 84. Акция и ее характеристики.
- 85. Облигация и ее характеристики.
- 86. Формы и методы регулирования цен.
- 87. Особенности формирования цен на землю.
- 88. Особенности формирования цен на рынке труда.
- 89. Инфляция: сущность, виды, методы снижения, специфика в России.
- 90. Государственное регулирования цен в рыночной экономике.