logo
otvety_GOSY

25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс .

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

· здравоохранения;

· образования;

· профессиональной подготовки и переподготовки;

· средства массовых коммуникаций и массовой информации;

· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. - восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;

- достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;

- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности

Различают следующие основные виды социальной реабилитации.

- Социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

- Социально-психологическая реабилитация - направленно на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

- Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.

- Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.

- Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

- Бытовая реабилитация предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

- Социально - правовая реабилитация включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.

- Спортивная и творческая реабилитация. Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей;

Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей - инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

· диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

· составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

· организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

· психологическое консультирование родителей;

· обучение родителей основам реабилитации;

· освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

· определение критериев эффективности реабилитации;

· разработка методик социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

· осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

· сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

· правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;

· организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

· привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.

Идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов - партнёрство.

Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:

Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);

Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;

Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;

привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;

Внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;

Организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт) [6, c.89].

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству