25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс .
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
· здравоохранения;
· образования;
· профессиональной подготовки и переподготовки;
· средства массовых коммуникаций и массовой информации;
· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. - восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
- достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности
Различают следующие основные виды социальной реабилитации.
- Социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
- Социально-психологическая реабилитация - направленно на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
- Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.
- Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.
- Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
- Бытовая реабилитация предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
- Социально - правовая реабилитация включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.
- Спортивная и творческая реабилитация. Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей;
Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей - инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
· диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;
· составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;
· организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;
· психологическое консультирование родителей;
· обучение родителей основам реабилитации;
· освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;
· определение критериев эффективности реабилитации;
· разработка методик социально-бытовой ориентации.
Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
· осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;
· сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
· правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;
· организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;
· привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;
Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.
Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.
Идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов - партнёрство.
Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:
Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);
Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;
Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
Внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;
Организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт) [6, c.89].
Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству
- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений