logo
otvety_GOSY

32. Социализация ребенка как многофакторный процесс

Сущность социализации

Первоначально понятие «социализация» возникло в политэкономии и означало «обобществление производства». Впервые по отношению к человеку понятие «социализация» применил социолог Гиддингс (1887).

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемого им в общении и деятельности (А.В. Мудрик). Таким образом, социализация – процесс двусторонний:

¾ усвоение и воспроизводство;

¾ целенаправленный и стихийный процесс;

¾ процесс и результат.

Социализация может быть профессиональной, полоролевой, гражданской, поведенческой и т.д. Социальный опыт включает в себя ЗУН, традиции и обычаи, систему взглядов, представлений, чувств, эмоций конкретного человека.

Сущность социализации состоит в сочетании двух процессов:

1. социальная адаптация – процесс приспособления к меняющимся условиям общества (активность проявляет как социальная среда, так и сам человек);

2. социальное обособление – процесс автономии человека в обществе (независимость, самостоятельность), формирующий ценностную (потребность иметь свои взгляды и ценности), эмоциональную (потребность в собственных привязанностях) и поведенческую автономию (потребность самостоятельно решать вопросы и способность противостоять неблагоприятным жизненным ситуациям).

Компоненты социализации:

1. стихийная социализация – влияние объективных обстоятельств социально-экономических и социокультурных реалий (происходит непрерывно, т.к. ребенок постоянно взаимодействует с социумом);

2. относительно направляемая социализация – принятие государством экономических, законодательных, организационных мер для решения своих задач (например, определение обязательного минимума образования, возраста его начала, сроков службы в армии);

3. относительно контролируемая социализация – создание обществом и государством материальных и духовных условий для развития человека (= воспитание);

4. самоизменение личности (в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни).

Механизмы социализации (способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта):

1. социально-психологические –

¾ импринтинг (запечатление) – фиксирование на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих объектов (образы, объекты, ощущения),

¾ подражание – следование какому-либо примеру, образцу,

¾ экзистенциальный нажим – усвоение элементов социального поведения и языка,

¾ идентификация (отождествление) – отождествление себя с другим человеком, группой, образцом,

¾ рефлексия – внутренний регулятор, самоанализ,

¾ социальная фасилитация и социальная ингибиция – стимулирующее (фасилитация), либо тормозящее (ингибиция) влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других,

¾ чувство вины и чувство стыда – формирование негативного социального опыта вследствие самоанализа своего поступка (вина), либо реакции других людей (стыд),

¾ конформность – податливость давлению группы (внешняя и внутренняя);

2. социально-педагогические –

¾ традиционный – усвоение норм, традиций и обычаев, принятых в семье (актуально в селе),

¾ институциональный – влияние социальных институтов (актуально в городах),

¾ стилизованный – влияние субкультур (минимум 3 субкультуры – возрастная, профессиональная, увлечений),

¾ межличностный – взаимодействие между людьми.

Факторы социализации – основные условия, влияющие на процесс социализации конкретного человека.

Концепция экологических систем (Ури Бронфенбреннер)

0 – ребенок, на которого воздействуют факторы социализации;

1 – микросистема – реализуются роли деятельности и межличностные отношения (семья, школа, двор);

2 – мезосистема – взаимоотношения двух и более сред микросистемы, в которых ребенок активно участвует;

3 – экзосистема – одна или несколько сред, опосредованно воздействующих на социализацию ребенка (родственники, работа родителей, социальные службы);

4 – макросистема – совокупность систем низшего порядка на уровне культуры общества (ценности и нормы общества).

Концепция 4 групп факторов социализации (А.В. Мудрик)

I. Микрофакторы – влияют непосредственно на социализацию человека.

Микросоциум – ближайшее окружение ребенка (семья, соседство, группы сверстников, организации). Он имеет следующие характеристики: пространственные (центр или окраина), архитектурно-планировочные (компактность, высотность застройки), функциональные (например, наличие мест для игр), демографические (плотность населения, состав жителей, этнические особенности), культурно-рекреационные (театры, клубы, спортзалы).

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Функции семьи (Н.Б. Клюева): инструментальные (репродуктивная, экономическая, воспитательная, социального контроля) и базисные (удовлетворение потребности в любви, эмоциональная поддержка, содействие самореализации). Социальный статус семьи обусловливает социальный статус ребенка. Основные социальные статусы семьи: социально-экономический (доход, бытовые условия, демографические характеристики), социально-культурный (общая и бытовая культура, образование), социально-психологический (степень доверия, уровень тревожности), ситуационно-ролевой (гипо- или гиперопека). Типы семей: благополучная (успешно справляется с функциями, быстро адаптируется к проблемам ребенка), группы риска (некоторые отклонения от нормы, справляется с функциями с большим напряжением внутренних ресурсов – неполные, многодетные, малообеспеченные), неблагополучная (один или несколько низких социальных статусов, не справляется с функциями – семьи с зависимостями, педагогически несостоятельные, конфликтные), асоциальная (аморальный или противоправный образ жизни родителей, низкие жилищно-бытовые условия, воспитанием детей не занимается, возможно насилие в семье). Проблемы современных семей: преобладание смертности, каждый 3 ребенок воспитывается в неполной семье, тенденция рождения детей вне брака, уклонение родителей от воспитания детей, безработица, внутрисемейная жестокость, рост числа разводов.

Соседство – территориально близко проживающая группа людей, характеризующаяся межличностными связями, порой – общими целями и деятельностью. Соседство показывает ребенку новые образцы поведения и эталоны.

Группа сверстников – малая группа людей (одногодков, либо различающихся по возрасту на несколько лет), объединенная системой отношений, ценностями и обладают «Мы-чувством». Классификации групп сверстников (И.С. Кон): по юридическому статусу (официальные и неофициальные), по социально-психологическому статусу (принадлежности или референтные), по степени стабильности (постоянные, временные, ситуативные), по локализации (дворовые, квартальные, в учреждении), по типу руководства (демократические, авторитарные), по ценностной направленности (просоциальные, антисоциальные, асоциальные). Функции группы сверстников: эмоциональный контакт (общение), реализация потребности на индивидуальные притязания, информирование (обсуждение проблем), возможность почувствовать свою значимость, потребность изменить себя, необходимость демонстрации протеста (желание выделиться), научение полоролевому поведению, автономия от взрослых.

Воспитательные организации – целевая формализованная группа, создаваемая для решения задач воспитания. Их функции: приобщение к культуре общества, создание условий для индивидуального развития, автономизация, дифференциация/селекция (в соответствии с личностными ресурсами, задачами общества). Функции школы: овладение основами наук через обучение, социальное воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие самостоятельности и автономности от родителей, содействие полоролевой социализации, приобщение к мировой национальной культуре. Т.к. социальные процессы приводят к нестабильности, происходит ориентация на поиск ценностей и веры → растет число молодых верующих, религиозные организации ведут работу по привлечению молодежи. Функции религиозных организаций: ценностно-ориентировочная (формирование системы ценностей и норм через религиозное просвещение), регулятивная (формирование поведения в соответствии с религиозными нормами и ценностями), коммуникативная (конфессии определяют формы общения), компенсаторная (психологическая поддержка), воспитательная (религиозно-нравственное воспитание), благотворительная (организация помощи нуждающимся – милостыня и общественное призрение).

II. Мезофакторы – влияют на социализацию больших групп людей как непосредственно, так и опосредованно через микрофакторы.

Регион – часть территории страны. Он создает природно-климатические, географические, социально-экономические, культурные особенности (см. «страна»).

Тип поселения – город и село (наиболее распространенные). Для города характерны: высокая плотность населения, разнообразие деятельности, высокая мобильность, неразвитость соседских связей, неустойчивость социального статуса гражданина, ослабление влияния традиций. Для села характерны: малая плотность населения, небольшое число жителей, малая степень разнообразия трудовой и досуговой деятельности, сильный социальный контроль со стороны других людей, специфика сельского труда, семейный традиционный уклад. Усредненность поведения, стиля жизни и человеческих характеров характерна для поселка.

Средства массовой коммуникации – технические средства для распространения информации на большие рассредоточенные аудитории (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет). Их функциями являются: информационная (предоставление информации о нормах, проблема истинности информации), рекреативная (досуг, проблема вытеснения «живого» общения), релаксационная (снятие стресса, проблема не уйти надолго от проблем), самореализации.

Субкультура – человеческая общность, в основе которой лежит определенная система ценностей, взаимоотношений и взаимодействий (стилизованный механизм социализации). Человек включен минимум в 3 субкультуры – возрастную, профессиональную, увлечений. Признаки субкультуры: специфический набор ценностей, предпочитаемые источники информации, своеобразные увлечения и вкусы (например, молодежная мода), способы организации досуга, статусная структура (степень жесткости), жаргон и фольклор.

III. Макрофакторы – влияют опосредованно через микро- и мезофакторы.

Страна – территория, имеющая границы. Она создает природно-климатические (активность, образ жизни) и географические условия (плотность населения, виды труда, состояние здоровья) для социализации.

Общество – совокупность сложившихся в стране отношений между людьми, основу которых составляет семья, возрастные, профессиональные и иные группы. Оно создает экономические, социальные и культурные условия для социализации.

Структура общества:

¾ половой аспект – матриархат, патриархат, декларируемый биархат;

¾ возрастной аспект (М. Мид) – постфигуративное (традиции, старшее поколение является образцом для молодежи, что характерно для доиндустриального общества), кофигуративное (собственный опыт и поведение ровесников являются эталоном, что характерно для общества, переходящего от капитализма к индустрии), префигуративное общество (старшее поколение учится у молодых, что характерно для индустриального общества);

¾ социальный аспект – страты, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.

Государство – звено политической системы, обладающее властными функциями. Оно создает условия для относительно направляемой и относительно контролируемой социализации (см. выше).

Этнос – исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием, общим психическим складом и сознанием своего единства и отличия от других этносов. Менталитет формируется через родной язык и национальную идентификацию. Этнос определяет характер трудовой деятельности и связанные с ней обычаи, представления об уюте и домашнем быте, представления о красивом и некрасивом, представления о взаимоотношениях членов семьи, представления о способах развлечения и т.д.

IV. Мегафакторы – имеют общепланетарное влияние.

Планета – небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. Меняется атмосфера, растительность, почва, рельеф. Нарушение одних природных условий вызывает отклонение в других. Изменяются электрическое и магнитное поля планеты.

Мир – совокупное человеческое сообщество, живущее на планете Земля. В результате антропогенного воздействия происходит ухудшение состояния окружающей среды (парниковый эффект, кислотные дожди). Тенденции: научно-технический прогресс (иллюзия могущества техники и зависимость от нее человека), непредсказуемость природных явлений → неуверенность и неустойчивость человеческого бытия, разрыв с родовым окружением + усиление национализма, поиск новых богов и религий (подъем оккультизма и сектантства).

Космос – совокупность бесконечной в пространстве и времени движущейся материи. Вопрос влияния космоса на жизнь людей малоизучен. Лазурский и Чижевский изучали влияние излучение Солнца на поведение больших групп людей. Вернадский ввел понятие ноосферы – сферы разума.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4