Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.
Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.
Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.
Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.
Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти — постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.
Правовое положение несовершеннолетних детей в России
Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.
Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:
во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;
во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;
в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;
в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.
Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.
Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.
Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.
В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.
Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные понятия:
1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.
2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
3. Социальный сирота - это ребенок , который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка , не заботятся о нем.
Нормативно-правовая база:
1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование
Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд
Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных , федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.
Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.
4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи
5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений