logo
otvety_GOSY

40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений

Цель полового воспитания – формирование ценностного отношения к себе как представителю пола, к другим людям, освоение своей социально-половой роли и построение адекватного полоролевого типа поведения и деятельности.

Задачи полового воспитания:

1) понимать анатомо-физиологические и психологические особенности мужского и женского организмов;

2) осознавать правовые нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между полами с целью предупреждения насилия, растления и совращения детей и подростков;

3) развивать эмоциональную сферу и воспитывать культуру чувств, в том числе развивать способности любить человека и проявлять любовь в культурной форме, достойной Человека;

4) воспитывать ценные качества личности на основе социально ориентированной мотивации взаимоотношения полов;

5) формировать субъектное отношение к себе и другим людям с учетом полоролевой ориентации;

6) воспитывать ценностное отношение к репродуктивному здоровью, развивать потребности в здоровом образе жизни, формировать гигиенические навыки;

7) формировать коммуникативные навыки в сфере межполовых конструктивных взаимоотношений;

8) формировать умения организации жизнедеятельности с точки зрения полоролевого типа поведения.

В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин.

К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

• своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка

• примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей свои конфликты, не следует выяснять при них свои отношения и т. д. Учителю следует обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями.

• сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т. д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов.

Содержание полового воспитания интегрирует все направления воспитательной работы и поэтому включает следующие аспекты культуры: физическую, нравственную, правовую, эстетическую, экологическую, экономическую культуру, трудовое и патриотическое воспитание, культуру межнационального общения.

Основными принципами полового воспитания являются:

· высокая идейная направленность;

· единство воспитательных усилий школы, семьи и общества, учет круга общения и путей информации подростков, поиск и реализация возможностей воздействия на них;

· полное использование для воспитательной работы всех возможностей учебных предметов, уроков, внеклассной работы, а также их преемственность и взаимосвязь; неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы;

· комплексность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (девочки-подростки, девушки) на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности.

Выделяют следующие пути полового воспитания, связанные с передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), лекционная пропаганда, научно-популярная литература.

Половое воспитание ребенка осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками полового воспитания. В этом качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, деятели литературы и искусства и другие работники средств массовой информации – словом, все те, чьи поведение и взгляды, связанные с полом, могут оказаться в сфере внимания ребенка.

Семья. Решающую роль в развитии детей обычно отводят матери. Однако необходимо думать о семье, а не об одном из родителей, как о воспитателе. Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше-меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

Сверстники. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация откровенна, реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Принципиально важным является признание существования особой, скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры, неприличного и потаенного детского эротического фольклора.

Организованное обучение и воспитание. Педагогическая нагрузка не возрастает из-за полового воспитания, так как основная его часть может быть растворена в других предметах. Должен учитываться различный уровень развития и психологический профиль личности. Передача детям необходимых общих сведений педагогом должна отличаться профессионализмом.

Литература и искусство – специфические средства познания мира, содержательной основой которых, так или иначе, является смысл жизни и место человека в ней.

Задача современного педагога при проведении полового воспитания – дать все необходимые знания, чтобы исключить последствия, способные искалечить судьбу молодого человека, подорвать его здоровье или привести к неизлечимому заболеванию