logo
otvety_GOSY

35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет

(по Выготскому дошк. возр. До 7 лет!!!)

Дошкольный период очень важен для развития ребенка.

Кризис трех лет «Я сам». Возможные формы проявления:

1. Негативизм - поведение ребенка противоречит требованиям взрослых, главный мотив – сделать наоборот.

2. Упрямство – реакция ребенка настаивать на своем не из-за потребности в чем-либо, а чтобы прислушались к его мнению.

3. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязывания образа жизни.

4. Своеволие, своенравие - гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствие детским возможностям.

5. Протест, бунт, деспотизм – ребенок жестоко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования. В противном случае взрослых ждут истерики.

Как реагировать?

1. Отвлечь, переключить ребенка на другую деятельность

2. Провести беседу (можно в виде сказки, притчи), почему он не прав.

3. Согласованность действий и мнений взрослых (единство воспитания).

4. Ввести правила и запреты (слова «нет» и «нельзя» должны быть, но в ограниченном количестве)

Социальная ситуация развития – ребенок начинает активно влиять на взрослых, осваивать все социальные нормы отношения между людьми.

Со взрослыми: увеличение самостоятельности, расширение знакомств с окружающим миром, познавательное общение, личностная форма общения.

С сверстниками: совместная игровая деятельность, общение ситуативно: «отдай», «моё»

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

- режиссерская игра (3-4 года) – не принимает на себя роль, управляет игрушками;

- образно-ролевая игра (4-5 лет) – принимает на себя роль, отражает взаимоотношения по определенным сюжетным линиям;

- игры по правилам (6-7 лет) – учатся подчиняться правилам, элементы учебной деятельности.

Новообразование: произвольность поведения.

Особенности развития:

Мышление

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Воображение

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.

Память

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Внимание - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

Сенсорное развитие (восприятие)

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Развитие речи

Основные направления развития речи в дошкольном возрасте:

1. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

2. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

(по Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология»)

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4