35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
(по Выготскому дошк. возр. До 7 лет!!!)
Дошкольный период очень важен для развития ребенка.
Кризис трех лет «Я сам». Возможные формы проявления:
1. Негативизм - поведение ребенка противоречит требованиям взрослых, главный мотив – сделать наоборот.
2. Упрямство – реакция ребенка настаивать на своем не из-за потребности в чем-либо, а чтобы прислушались к его мнению.
3. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязывания образа жизни.
4. Своеволие, своенравие - гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствие детским возможностям.
5. Протест, бунт, деспотизм – ребенок жестоко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования. В противном случае взрослых ждут истерики.
Как реагировать?
1. Отвлечь, переключить ребенка на другую деятельность
2. Провести беседу (можно в виде сказки, притчи), почему он не прав.
3. Согласованность действий и мнений взрослых (единство воспитания).
4. Ввести правила и запреты (слова «нет» и «нельзя» должны быть, но в ограниченном количестве)
Социальная ситуация развития – ребенок начинает активно влиять на взрослых, осваивать все социальные нормы отношения между людьми.
Со взрослыми: увеличение самостоятельности, расширение знакомств с окружающим миром, познавательное общение, личностная форма общения.
С сверстниками: совместная игровая деятельность, общение ситуативно: «отдай», «моё»
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
- режиссерская игра (3-4 года) – не принимает на себя роль, управляет игрушками;
- образно-ролевая игра (4-5 лет) – принимает на себя роль, отражает взаимоотношения по определенным сюжетным линиям;
- игры по правилам (6-7 лет) – учатся подчиняться правилам, элементы учебной деятельности.
Новообразование: произвольность поведения.
Особенности развития:
Мышление
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Воображение
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.
Память
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Внимание - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.
Сенсорное развитие (восприятие)
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Развитие речи
Основные направления развития речи в дошкольном возрасте:
1. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
2. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
- развивается способность мотивировать самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.
(по Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология»)
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений