logo
otvety_GOSY

24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

•социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

•глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

•отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

•отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

•безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Профилактика - совокупность мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

В системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

Виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних, ИДН, социальные педагоги и психологи школы), родители, а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

Деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.