logo
otvety_GOSY

39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

– методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

– методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

– методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Виды и формы воспитательной работы.

Вид деятельности - Целевое назначение - Активные формы организации деятельности

1. Познавательная - Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию - Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма.

Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,

2. Общественная - содействует социализации учеников, включает - Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

3. Ценностно–ориентированная - рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. - Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

4. Спортивно–оздоровительная - здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений - Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

5. Художественная - чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей - Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы - Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.

6. Свободное общение - взаимнообогащающий досуг школьников.

Общение друг с другом - Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.

7. Трудовая - создание, сохранение и приумножение материальных ценностей - Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.