logo
otvety_GOSY

17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.

Призрение – форма помощи, связанная с помещением нуждающихся людей в государственные и общественные учреждения (богадельни, больницы, сиротские дома) в соответствии с той нуждой, которую испытывает человека. Призревать – давать пищу, одежду, кров, лекарства и др.

Краткое вступление.

Ср. века. На протяжении средневековья основной формой помощи выступала милостыня – стихийный процесс, в который церковь закладывала нравственное основание и называла практикой милосердия.

18 век. Государственное призрение пришло на смену этой стихии. В России это произошло в 18 веке сначала при Петре, потом при Екатерине. Это была эпоха Просвещения, когда главной характеристикой человека стал считаться его РАЗУМ (Паскаль: «человек – мыслящий тростник», Вольтер: «Имей мужество пользоваться собственным умом»). Российские монархи строили новое государство и стремились организовывать жизнь людей как РАЗУМНО организованную, то есть – через написание разумных законов, запрещающих милостыню, и организацию учреждений. Петр положил начало этому подходу, Екатерина – организовала сеть учреждений, возглавляемых в каждом крупном городе особой структурой – Приказом общественного призрения. Согласно ее замыслу, Приказ руководил организацией богаделен для одиноких, больниц для больных, сиротских домов для детей умерших родителей, работных домов (тюрем) – для преступников. Такой поход называется государственным. Кроме того, были организованы учреждения, управляемые на особых основаниях: Московский воспитательный дом (1863) и СПб Воспитательный дом (1870) – для детей-подкидышей, Институт благородных девиц и др.

19 век (первая половина) В 19 веке созданная Екатериной система закрепилась. Почти в каждом крупном городе был Приказ и подвластные ему государственные учреждении я призрения.

Вместе с тем то время характеризуется в России усилением общественной активности (осмысление революции во Франции, победа в войне 12 года), время организации разных общественных союзов (два союза декабристов), кружков (славянофилы и западники) и время организации благотворительных структур, в которые входили люди, нацеленные на оказание разных видов помощи. Этот процесс стимулировал молодой царь Александр, стоящий у истоков Императорского человеколюбивого общества (в нем – два комитета, помогающих бедным и больным) и его мать императрица Мария Федоровна, стоящая у истоков другого общества под названием Ведомства императрицы Марии. Обе организации функционировали в течение всего 19 века как общественные, то есть на деньги членов этих обществ. Они создали сеть учреждений, параллельных государственным (государственный приют, общественный приют, государственная больница, общественная больница и т.д.)

19 век (вторая половина). В связи с отменой крепостного права в России общество резко активизировалось. Можно говорить о потоке общественных инициатив. Стали создаваться на общественных основаниях детские приюты, общественные столовые, ночлежки, дома трудолюбия и др. Появились многочисленные новые общества, помогающие разным категориям людей. Наиболее известное «Общество попечения о бедных и больных детях» и выросшее из него «Общество защиты детей от жестокого обращения». Это время называют золотым веком благотворительности. Общественных инициатив было так много, что государство, как говорили, устранилось от этой деятельности. По этому поводу шла полемика: каким должно быть соотношение государственной, общественной и частной помощи. Под давлением общественности в начале 20 века было создано министерство благотворительности, но оно просуществовало недолго (революция). К этому времени относятся и первые опыты подготовки благотворителей.

18.Теории социального воспитания начала ХХ века. Теория социального воспитания возникла на перепутье XIX и XX века особенно ярко заявило о себе в 20-е годы, в тот период времени, когда социальные аспекты воспитания активно осмысливались под напором формирующихся социалистических идей и практик коллективного воспитания в новой ситуации общественного развития. Условно говоря, представления 20-х годов могут рассматриваться как некоторая историческая вершина осмысления, с высоты которой хорошо видна ретроспектива и перспектива в формировании понятия «социальное воспитание». Второй раз это понятие заявило о себе на исходе XX века в тот период времени, который обозначается как «Перестройка». Его активное употребление стимулировано глубоким преобразованием социальных основ жизнедеятельности общества, переходом к капиталистическим отношениям и формированием практик воспитания подрастающих поколений в русле рыночных отношений. В целом можно говорить, что глубокие изменения общественной ситуации требуют рассмотрения всех педагогических процессов под социальным углом зрения.

Содержание понятия «социальное воспитание» (20-е годы). М. В. Крупенина – известный педагог 20-х г. XX века. Согласно ее мнению, это есть «весь процесс социального формирования человека». Н. Н. Иорданский - теоретик социального воспитания 20 годов ХХ века охарактеризовал те направления, в которых ученые осмысливали процесс социального воспитания. Он писал: «Относительно социального воспитания нет договоренности. - Одни называют этим термином всю систему воспитания со всеми ее сторонами Такой подход имеет за собой глубокое основание: элементы социальной жизни обуславливают проявление и содержание всем индивидуальным формам жизни…- Другие рассматривают социальное воспитание как воспитание общественное, то есть отражающееся в организационном отношении на общественные формы жизни в отличие от частных форм воспитания в семье (детские и юношеские организации – пионерская и комсомольская) - Третьи рассматривали воспитание в направлении целей, как воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни…в учебных занятиях, в школе. -Четвертое течение вводит нас в круг понятия социальной педагогики, как научной и практической дисциплины, рассматривающей не психологию индивидуальности и личности, а масс, толпы, коллектива»(Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания. М.: Работник просвещения, 1925).

Далее можно говорить

о трудах А.С. Макаренко, который рассматривал процесс воспитания как воспитание коммунара, говорил, что воспитание коммунара возможно в том случае, если воспитанник будет АКТИВНО включен в решение тех задач, которые значимы для страны в целом, если он будет включен в общественно значимый труд и коллективные отношения. (Сельскохозяйственный труд в колонии имени М. Горького, заводской труд по выпуску фотоаппаратов в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского). О трудах В.Н. Сороки-Росинского, М. Погребинского и других педагогов 20-х годов 20 века. Это принципы связи с жизнью, принцип активности и самодеятельности.

Современный этап. (Мудрик, Ромм и др.) Понятие социального воспитания тесно связано с понятием социализации. Цель социального воспитания может быть представлена как гармонизация педагогическими средствами всего процесса социализации (Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов 2007.) Результат социального воспитания – как творение и самотворение социальности человека (Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках 1997). В отличие от 20 годов в настоящее время семейное воспитание рассматривают как социальное воспитание, поскольку оно закладывает основы первичной социализации. В 20 годы так вопрос не ставился.

Социальное воспитание и риски. Поскольку современная общественная среда характеризуется множеством рисков (рыночные отношения, Интернет - отношения, миграция и др.) социальное воспитание нацелено на решение этих проблем, нарушающих процессы социализации. Далее можно говорить о современных задачах (толерантность, активность молодежи, патриотическое воспитание).

Волонтерская деятельность как вид или направление социального воспитания, нацеленного на оказание помощи разным категориям нуждающихся людей.

Таким образом, в периоды кардинального преобразования общественных отношений воспитание приобретает ярко выраженные оттенки «социальности», в целом характеризуется как социально-ориентированный процесс.

ВОПРОС 19: Социальная педагогика как область педагогической науки. . Эту проблему разрабатывают ученые – социальные педагоги (В.Г. Бочарова, Мардахаев, Липский, Загвязинский). На нашей кафедре: Н.Н. Суртаева и С.А. Расчетина.

Из истории вопроса: социально-педагогическая практика имеет длительную историю. Ее начало относят к средним векам. На протяжении длительного времени она существовала в виде милосердной, призревающей, благотворительной практики. Теоретическое обобщение практики относят к более позднему времени.

Предыстория: Первый этап: Теоретическое обобщение этого вида практики относится ко времени Екатерины и Бецкого и связано с написанием первых работ о призрении детей в воспитательном доме. Второй этап: для рождения социальной педагогики как науки было важно развитие педагогики и социологии в 60-90 г. 19 века. Тогда впервые появилось двойное определение этого вида деятельности - «социального врачевания».

История. Третий этап – появление труда П. Наторпа «Социальная педагогика» в 1910 г. Это дата рождения социальной педагогики. Четвертый этап - возрождение социальной педагогики на этапе перестройки.

Современный этап. Обыкновенно наука обладает набором признаков: Объект. Предмет. Цель. Методология. Методы. Области исследования. Теории. Имена

……………………………….

1.Объект науки – категория взаимодействия человека и социума в широком смысле слова (из работ Суртаевой и Расчетиной).

2.Предмет науки – социально-педагогическая ситуация как единица взаимодействия ребенка и социума (ребенок и семья, ребенок и школа, ребенок и улица и др.), имеющая нарушения и способ ее изменения посредством процессов социального воспитания, поддержки, сопровождения. В социальной педагогике изучается социально опасная (угроза жизни) и трудная жизненная (нарушение социализации) ситуации. Эти понятия употребляются, когда говорят об уже сложившемся результате. Эта же ситуация определяется как ситуация риска, когда думают о ее будущем и ищут пути преодоления проблемы. В любой ситуации есть элементы риска (мать ребенка пьет) и элементы позитивные (она любит ребенка). В ситуации риска стремятся усилить «позитивное» и минимизировать «негативное» содержание посредством педагогических процессо: адаптированного к ребенку образования (школа №80), социального воспитания, поддержки и сопровождения.

3.Цель науки: поиск путей гармонизации отношений

4.Методология: классическая (системная) исследует масштабную ситуацию и способ ее преобразования как систему на уровне компонентов и связей. Антропологическая методология исследует индивидуальную ситуацию и способ ее преобразования (социальный педагог – ребенок).

5.Методы. Классические: беседа, наблюдение. Антропологические: ситуационный анализ, индивидуальное собеседование, биографический метод и др. Поиск новых подходов к гармонизации отношений – эксперимент.

6.Области исследования: практика социальной педагогики (воспитание, поддержка, сопровождение разных групп риска, в разных учреждениях), управление, социально-педагогическое образование.

7.Теории: история социальной педагогики (Василькова) теория виктимологии (Мудрик), теории поддержки и сопровождения (Галагузова, Суртаева, Расчетина). Социально-педагогическое образование (Липский, Мардахаев), управление (Кошкина) и др.

Особенности современной науки: социальная педагогика

- интегрированная наука: это связь педагогики, социологии, психологии, права;

- проблемная наука: знания из разных областей соединяются для комплексного решения проблем;

- основанная на идеях гуманизма (поддержка и сопровождение самых уязвимых членов общества).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4