logo
otvety_GOSY

26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения

Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведении. Результатом такой деятельности должна являться благоприятная тенденция к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом.

Как пишет М. А. Галагузова, «реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции».

Г. М. Андреева подчеркивает, что социально-педагогическая реабилитация не занимается поиском виноватых в педагогической запущенности подростка, а поиском его преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание личности начинается с самоанализа, самокритичного отношения к себе.

Для создания социально-педагогических условий реабилитации девиантного подростка, необходимо помнить, что для решения проблем нужно воспитание общей культуры личности.

Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: медицинский, социально-бытовой, социально - психологический, социально-правовой, социально-ролевой,профессионально-трудовой.

Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:

- социально-бытовой аспект - развитие навыков социально-бытового самообслуживания;

- медико-психологический аспект- составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий;

- психологический аспект -подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции,психотерапии;

- педагогический аспект- разработка индивидуального плана обучения, воспитания (в частности,физического, нравственного,интелектуального,эстетического,трудового,правового воспитания);

- социально-трудовой аспект- разработка плана трудового обучения.

В системе средств социально-педагогической реабилитации ведущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4