logo
otvety_GOSY

29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу

Мигрант - это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов - это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей - мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.

Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Задачи:

· психологическое сопровождение детей-мигрантов,

· обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов,

· повышение толерантности всех участников учебного процесса.

Направления работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов:

· Диагностика психологического состояния и уровня развития познавательной сферы;

· Консультирование педагогов, родителей, учащихся;

· Развивающая групповая работа с учащимися;

· Развитие этнокультурной компетентности.

В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:

- дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.

- дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

- детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка;

- частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.

Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;

- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;

- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;

- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.

Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов:

1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).

2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.

3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).

4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.

5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4